Что должны делать родители, чтобы помочь детям стать нравственными взрослыми?

Родителям следует быть теплыми и поддерживающими, нужно избегать жесткой дисциплины, стремиться рационально объяснять правила, обеспечивать возможность самостоятельного решения и модели нравственного поведения.

Дифференцированные ассоциации — теория Сазерленда об условиях, способствующих формированию у индивидуума нравственных или преступных качеств.

Одним из важнейших аспектов дисциплины является последовательность ее проявления — это касается и отдельных действий каждого из родителей, и их взаимной согласованности. Непоследовательность требований, предъявляемых родителями, создает в семье нестабильную, нервную обстановку, что, естественно, не способствует нравственному развитию подростков, а иногда приводит к их враждебности и даже совершению противоправных поступков.

Родители, предпочитающие воспитывать своих детей с помощью разумных словесных доводов и советов, оказывают на них более положительное влияние, чем те, кто строго контролирует детей. Используя методы, направленные на понимание и внутреннее принятие неких ценностей и стандартов, родители добиваются того, что подросток (особенно если в семье существует взаимная привязанность) склонен слушать и принимать их. Объяснение и поощрение с целью направить или исправить поведение ребенка способствуют нравственному росту, в то время как физические наказания и постоянные придирки ведут скорее к антисоциальному поведению и правонарушениям.

Родители, полагающиеся на карательные меры, не достигают истинной цели дисциплины: формирования совестливости, умения плодотворно общаться и сотрудничать с окружающими (Hoffman, 1994). Жестокие наказания, особенно на фоне негативных в целом отношений, ведут к тому, что ребенок вырастает черствым, равнодушным, недисциплинированным. Вместо того чтобы научить отзывчивости, подобные меры ослабляют чувствительность, дети привыкают бояться и ненавидеть, они не хотят заботиться о других, не стремятся заслужить одобрение. Подростка можно заставить подчиниться, но как только угроза наказания извне исчезает, его поведение становится потенциально антиобщественным.

Модели поведения родителей

Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они предлагают своим детям следовать позитивной ролевой модели. Дети, в том числе подростки, имеют врожденное стремление копировать поведение своих отцов и матерей. И все равно, что родители говорят о честности, если дети видят, что родитель жульничает с налоговыми декларациями, выходит из магазина, зная, что получил излишнюю сдачу, они научатся быть нечестными. Подростки легче, чем дети, видят и поддаются влиянию лицемерия взрослых. А потому крайне важно для взрослых следовать нравственному поведению по мере взросления их детей. Родители могут также подкреплять положительное, просоциальное поведение детей. Разговора об этом будет недостаточно.

Возможности для проявления независимости

Число и природа возможностей, которые предоставляют родители своим детям для заключения собственных нравственных суждений, также влияют на их нравственное развитие. Как мы уже обсуждали в главе 7 (во втором разделе о когнитивном развитии), принятие правильных решений любого вида — приобретаемый навык, для приобретения которого необходима практика. Подросткам необходимо предоставлять возможность принимать

Решения, влияющие на их поведение, и наблюдать, каковы будут результаты такого поведения.

Конечно, родители, предоставляющие слишком большую независимость, т. е. не контролирующие своих детей, могут добиться того, что их дети обратятся за нравственными наставлениями к другим. Харизматичный сверстник, к примеру, может подтолкнуть к антисоциальному поведению. Внешние силы разной природы оказывают более сильное влияние, если вследствие пренебрежения и безразличия со стороны родителей создан нравственный вакуум.

Внешние факторы, влияющие на развитие нравственности

Сверстники

Как уже ранее обсуждалось, друзья-подростки из одной группы склонны вести себя похожим образом. Это верно в отношении просоциального и антисоциального поведения, а также нейтрального нравственного поведения. Ввиду такой ситуации в обществе существует немалая обеспокоенность степенью влияния подростков друг на друга, из-за которого они могут вести себя рискованно или проявляют девиантное поведение, употребляя наркотики и нарушая закон. Фактически многие программы вмешательства в действия молодежи предусматривают в рамках своего содержания тренинг сопротивления сверстникам. Хотя похожесть сверстников частично вызвана тем, что подростки выбирают себе друзей, похожих на них самих, ее также можно объяснить тем, что подростки прямо и косвенно влияют на поведение друг друга.

Браун и Теобальд (Brown, and Theobald, 1999) определили четыре способа, при помощи которых подростки могут влиять на поведение друг друга:

давление со стороны сверстников;

ожидание соответствия нормам;

создание возможностей;

копирование.

Некоторые подростки нередко вовлекаются в явно антисоциальные действия под влиянием сверстников. Молодые люди могут отвернуться от родителей и повернуться к сверстникам, что является реакцией на отвержение и игнорирование их родителями

Иногда присутствуют все эти факторы разом. Представьте себе девушку-подростка Лори, которая недавно перешла в новую среднюю школу и завела новую группу друзей. Когда они в пятницу вечером пошли все вместе в кино, Лори была немало шокирована. Она узнала, что эти девушки никогда не платили за просмотр тех фильмов, на которые они ходили. Вместо этого они сбрасывались на покупку одного билета для одной девушки, которая затем на законных основаниях заходила в кинозал. Далее она открывала одну из дверей для выхода, через которую запускала остальных девушек. Лори чувствовала, что попала в ловушку, потому что хотя она и не оправдывала поведение девушек, они действительно считали его нормальным (соответствие норме), они придумали возможность не платить деньги и делали это каждую неделю (возможность), они все по очереди входили в кинотеатр нелегально (копирование), и ей немало досталось, когда она отказалась присоединиться (давление со стороны сверстников).

СВОИМИ СЛОВАМИ

Я бы хотел отметить, что я точно уверен в том, что человек может быть высоконравственным, не являясь строгим приверженцем религии. Я один из таких людей. Мои родители никогда не заставляли нас быть религиозными, поэтому с детством нам повезло. Они предлагали нам поехать в любую церковь, какую мы только хотели, в любое время, поэтому мы нередко ездили в церкви со своими друзьями. Я действительно ценю тот факт, что мои родители хотели, чтобы я и мои братья нашли свою собственную религию в свое время, вместо того чтобы заставлять нас следовать их религии. Я не хочу становиться приверженцем какой-либо религии, не узнав о ней более подробно, а также о других возможных вариантах. Несомненно, в мире существует немало религий, которые я могу рассмотреть, прежде чем выберу то,

Я впервые пришла в церковь, когда моя тетя пригласила туда мою семью. Когда я тогда услышала слова Бога, переданные через пастора, меня очень заинтересовало и заинтриговало то, что он говорил. Я продолжила ходить в церковь, а уже в колледже это стало моей собственной верой. Я начала серьезно изучать слово Господа и впитывать каждую соответствующую крупицу информации, которую я только могла найти. Я сосредоточилась на построении своей религиозной основы и продолжаю это делать в данный период своей жизни.

Сверстники могут также способствовать вовлечению друг друга в позитивные, просоциальные мероприятия. На самом деле существует взаимосвязь между сверстниками и просоциальной активностью: сверстники могут вдохновлять на совершение хороших поступков, а совершение хороших поступков может сделать кого-либо популярным среди сверстников (Wentzel, and McNamara, 1999). Чем более близкие друзья у подростка, тем выше может быть его уровень нравственных суждений (Schonert-Reichl,

1999).

Религия

Религия, несомненно, играет важную роль в жизни многих американцев, включая подростков, и это один из путей, при помощи которых подростки могут изучить нравственные законы. Чем определяется то, насколько религиозен подросток? Какой религии более всего склонны придерживаться подростки? Насколько религиозен среднестатистический подросток? Содействует ли религия более нравственному поведению подростков? Мы попытаемся ответить на данные вопросы в следующих параграфах.

Оставьте комментарий