В главе 8 мы говорили о новейших достижениях в изучении развития мозга детей и подростков, которые подтверждают необходимость привлечения их к разнообразным видам деятельности. Дети любят браться за что-то новое, и родители обязаны помочь им найти здоровые источники мотивации. Серьезным шагом в этом направлении может стать отвлечение ребенка от телевизора. Вот что сказал об этом Джей Гидд, детский психиатр Национального института психиатрии из Бетезеды в Мэриленде:
«Подростки обычно выбирают для себя занятие, посильное для их мозга, — будь-то учиться творить добро или зло, быть ответственным или импульсивным в своих поступках, стремиться больше думать или предпочитать видеоигры. Это значит, что перед подростками открыто огромное поле деятельности. Чем занят мозг подростка, куда обращены его мысли — вот в чем вопрос: к спорту, музыке, математике или телевизору, который можно смотреть лежа на диване?» [54 — Shannon Brownlee, “Inside the Teen Brain”, U. S. News amp; World Report, 9 August 1999, 47, 53.]
Как часто можно слышать от взрослых сожаления по поводу того, что в детстве они не учились музыке: «И почему мои родители не заставляли меня?» Однако известно, что принуждать ребенку к чему-то ему ненавистному — дело бессмысленное. А возможно ли вообще настроить ребенка на долговременное увлечение каким-либо делом?
Например, вы хотите заинтересовать ребенка игрой на пианино. В таком случае от вас потребуется и терпение, и мудрость, чтобы и не переусердствовать, и разбудить интерес ребенка. Чтобы ваш ребенок сам проявил инициативу, нужно открыть ему доступ к фортепьянной музыке, дать возможность слушать ее и общаться с людьми, которые хорошо играют. Пусть у сына или дочери появится желание играть прежде, чем он (она) захочет брать уроки музыки. Следует дождаться, когда это желание станет очень сильным.
Если, к примеру, ваша дочь выражает сильное желание учиться, сделайте вид, что для вас это непростое решение — что на самом деле так и есть, — и уступите ее просьбе, взяв с нее обещание серьезно и с полной ответственностью относиться к занятиям. Спустя некоторое время, когда энтузиазма у нее поубавится, можно осторожно напомнить ей о данном обещании. Есть только один надежный путь подвигнуть ребенка к серьезной сосредоточенности на определенном деле: позволить ему взять инициативу и ответственность на себя. Если инициатива принадлежит вам, значит, вы принимаете на себя также и ответственность, и таким образом ваш ребенок от нее освобождается. Если же ваша дочь проявляет интерес к музыке настолько, что по своей инициативе начинает
Брать уроки музыки, вы можете торжествовать, и теперь ваше одобрение и похвала действительно имеют большой вес. Теперь вместо принуждения ваш ребенок чувствует вашу поддержку.
Родительская мудрость заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе здоровый интерес, любознательность и стремление к занятиям, которые могут стать украшением всей его жизни. Если вы видите, что ваша дочь проявляет интерес и инициативу в каком-либо занятии, передайте его под ее ответственность, и пусть она полностью отвечает за него. Попытки заставить ребенка заниматься чем-то, используя давление, почти всегда обречены на неудачу.
Одобрение и поддержка — вот что требуется от вас как от родителей.
Когда у вашего сына или дочери появляется какой-то радующий вас интерес, старайтесь не перехваливать его (ее). Иначе похвала может стать в глазах ребенка обязанностью родителей; кроме того, может развиться зависимость ребенка от этой похвалы, когда при отсутствии таковой у него появляется чувство дискомфорта. Часто с годами потребность в похвале ослабевает, а к самому занятию подросток начинает относиться как к «родительскому хобби». Но чтобы интерес к делу сохранялся, подросток должен осознавать его как «мое», а не как ваше. Чтобы похвала со временем не утратила своего значения для ребенка, раздавать ее нужно умеренно.
Также не просто обстоит дело с поощрениями. Поощрять ребенка подарками можно только в особых случаях, иначе они станут привычным делом и потеряют всякий смысл. Как только сын или дочь начинают ожидать вознаграждения, оно утрачивает свою функцию позитивной мотивации.
Размышляя над тем, как вы воспитываете своего ребенка, вы можете заметить свои погрешности. Например, то, что вы недостаточно стимулируете интерес ребенка к хорошим занятиям, которые могли бы существенно обогатить его жизнь. Или, напротив, вы слишком многое делаете за своих детей, чем убиваете в них инициативу и чувство личной ответственности.
Очевидно одно: правильная мотивация ребенка требует знаний и усилий, а особенно в наше трудное время. Я очень надеюсь, что вы сможете применить в своей жизни то, о чем мы говорили в этой главе. Возможно, вам стоит еще раз пересмотреть изложенные здесь положения, чтобы освоить искусство воспитания позитивно мотивированных детей. Но я уверен, что это в ваших силах.
Мотивирование детей к познанию, к хорошим делам и достижениям, к служению людям дает прекрасные плоды. Правильная мотивация помогает детям избежать множества потрясений и дает возможность следовать надежным жизненным курсом.