Что чаще всего обсуждается родителями и подростками?

Чаще всего родители и подростки обсуждают права других членов семьи, выполнение школьного домашнего задания и работы по дому, следование социальным условностям. У родителей и подростков часто разные представления о том, что типично и соответствует ситуации, а потому у них разные ожидания.

От первого фактора, пола подростка, мало зависит общее число конфликтов в семье (Bosnia et al., 1996), хотя во взаимодействии с другими факторами он определяет различные схемы развития отношений. К примеру, девочки наиболее часто конфликтуют с отцами в раннем подростковом возрасте, в то время как сыновья спорят с отцами чаще в позднем подростковом возрасте (Comstock, 1994). Также девочки-подростки вступают с родителями в конфликты по отличным от мальчиков причинам. В одном из последних исследований, к примеру, сыновья больше спорили с родителями по поводу

Поведения, чем дочери. Девочки больше спорили по поводу друзей-сверстников (Renk, Liljequist, Simpson, and Phares, 2005).

Подростки по-разному конфликтуют с отцами и матерями потому, что строят с ними разные по своей сути отношения. Подростки склонны воспринимать отца как более властного родителя (Youniss, and Smollar, 1985). Это наряду с тем фактом, что они проводят обычно больше времени с матерями, определяет то, что с матерями чаще спорят (Laursen, and Collins, 1994; Montemayor, 1986). Но, опять-таки, конфликт не обязательно подразумевает неприязнь или недостаточную близость. Большинство подростков чувствуют себя более близкими с матерями и общаются с ними более открыто (Ackard, Neumark-Sztainer, Stoiy, and Perxy, 2006), и матери, в свою очередь, имеют на подростков большее влияние (Greene, 1990).

Из-за возраста подростки предпочитают больше соглашаться с родителями, и меньше спорить. К 18-19 годам родители готовы предоставить детям автономию и свободу, о которой те мечтают. Но раньше, в среднем и особенно в начальном подростковом периоде, конфликт более вероятен. В этот период подростки жаждут свободу, к которой родители считают их не готовыми, и не хотят принимать ответственность, к которой, как чувствуют их родители, они готовы. Недавний метааналитический обзор подтверждает это: число конфликтов снижается с возрастом подростка. Однако конфликт становится более интенсивным и эмоциональным по мере взросления (Laursen, Coy, Collins, 1998).

Очень важна и общая апшосфера в семье. Конфликты чаще случается в семьях авторитарного типа, нежели в семьях авторитетных. В авторитарных семьях причиной конфликта чаще становится вопрос расходования денег, общественной жизни, занятий вне дома, выполнения хозяйственных работ. На семейную атмосферу существенно влияет также и характер взаимоотношений между родителями: конфликты между ними крайне

Напряженность конфликта между подростком и родителями отчасти определяется семейной обстановкой. Семейная атмосфера теплоты и поддержки способствует успешному обсуждению разногласий между родителями и подростками и поэтому помогает сгладить конфликт. Во враждебной атмосфере принуждения подростки и родители вряд ли смогут разрешить возникшие противоречия и конфликт может обостриться до дисфункционального уровня (Rueter, and Conger, 1995).

Любая форма конфликта несет на себе отпечаток социально-экономического положения семьи. В семьях с низким социально-экономическим статусом чаще возникают конфликты, связанные с требованиями послушания, вежливости, уважения, в то время как в семьях со средним уровнем доходов родители больше беспокоятся о развитии у детей самостоятельности и инициативы. Было замечено, что в семьях с низким уровнем доходов родители озабочены тем, чтобы удержать детей от неприятностей в школе, тогда как в семьях со средним достатком родители больше переживают из-за успехов и достижений своих детей (Hoff, Laursen, Tardif, 2002). Родители из бедного класса чаще являются авторитарными и используют грубые и противоречивые методы наказания (Leyendecker, Harwood, Comparini, Yalcinkaya, 2005).

Как было отмечено ранее, этническая принадлежность также определяет стратегию взаимоотношений в семье. К примеру, так как американские подростки азиатского происхождения чаще считают своих родителей правомочными контролировать их учебу и успеваемость, они редко спорят с родителями по этим поводам (Lee, Daniels, and Kissinger, 2006).

Среда, e которой воспитывается ребенок, определяет те страхи и тревоги, которые испытывают его родители. Если ребенок растет в районе, известном

Повышенной преступностью и распространенностью наркомании, то, естественно, его родители озабочены именно этими вопросами.

Еще один фактор, от которого зависит наличие и развитие конфликтов, — это напряженность работы родителей. Подростковые конфликты наиболее часты, когда оба родителя постоянно в состоянии эмоционального напряжения. Это наиболее характерно для тех семей, в которых оба родителя делают карьеру, в которых и отец и мать часто испытывают стресс из-за работы (Galambos, Sears, Almeida, and Kolaric, 1995). Когда оба родителя работают вне дома, чтобы обеспечить семью, они уделяют меньше внимания своим детям и осуществляют над ними меньше контроля. Такой недостаток должного контроля над подростком — основная причина трудностей, возникающих в некоторых семьях. Некоторые родители хорошо справляются с воспитанием своих детей-подростков, несмотря на то что оба работают, другие же практически пренебрегают своими обязанностями, оставляя детей заботиться о себе самостоятельно.

Даже судя только по приведенным выше примерам, можно понять, сколь многообразны факторы, оказывающие влияние на протекание конфликтов между родителями и детьми, — не все родители и не все подростки непременно ссорятся по одним и тем же причинам.

Конфликты с родителями против конфликтов со сверстниками

Подростки тратят на ссоры с родителями больше времени, чем на конфликты со сверстниками (Fuhrman, and Buhrmester, 1992), и их споры с родителями более эмоциональные и жаркие (Laursen, 1993). В спорах с родителями четко можно выделить победителей и проигравших, в то время как в спорах со сверстниками чаще достигается компромисс (Adams, and Laursen, 2001). Существуют два источника таких различий. Во-первых, у подростков и их родителей больше причин для ссор, больше неоправданных

Ожиданий, чем во взаимоотношениях между сверстниками. Во-вторых, дружеские связи — это добровольный союз, который можно в любое время разорвать, в то время как семейные узы более постоянны (Collins, Laursen, Mortensen, Luebker, and Ferreira, 1997). Другими словами, на мать можно кричать, не боясь того, что она вас бросит и найдет какого-нибудь другого ребенка, но на друге лучше не срываться, ведь он в результате может больше не захотеть поддерживать дружбу с вами.

Последствия конфликтов

Опять-таки, важно подчеркнуть, что постоянный, напряженный конфликт между подростком и родителями — тревожный сигнал (Smetana, 1996).

Исследования семей подростков, не состоящих на клиническом учете, показали, что, несмотря на конфликты, подростки все же чаще характеризуют отношения в семье как теплые, тесные, гибкие, порождающие положительные эмоции. Исследования же, направленные на определение частоты и интенсивности семейных неурядиц, включая супружеские размолвки и ссоры между родителями и детьми, в свою очередь, выявили, что высокий уровень конфликтов нарушает сплоченность семьи и оказывает самое неблагоприятное воздействие на развитие подростков. Подростки из семей с высокой конфликтностью чаще других демонстрируют антиобщественное поведение, инфантильность, низкую самооценку (Barber, and Delfabbro, 2000).

Родители тяжелее переносят подобные конфликты, чем сами подростки. В одном исследовании 40 % опрошенных родителей отмечали, что испытывают два и более негативных последствия конфликтов со своими детьми-подростками — понижение самооценки, повышенную тревожность, и т. д. (Steinberg, and Steinberg, 1994). Именно родители, а не дети, продолжают думать о произошедшей ссоре еще долго после ее окончания.

Взаимоотношения подростков с другими членами семьи

Обычно родители подростков являются родственниками не только им. Большинство подростков имеют братьев и сестер, бабушек и дедушек, тетю, дядю, двоюродных сестер и братьев. Но они могут иметь и мачеху, отчима и их детей (эти отношения будут обсуждаться в следующей главе). Влияние сиблингов и бабушек и дедушек может быть особенно значимым.

Взаимоотношения с братьями и сестрами

Следует отметить, что усилия исследователей в основном сосредоточиваются на изучении взаимоотношений подростков и родителей. О взаимоотношениях с братьями и сестрами сведений чрезвычайно мало (если они вообще имеются), и притом такая информация нередко оказывается весьма противоречивой. В то же время взаимоотношения с братьями и сестрами очень важны, поскольку оказывают существенное влияние на подростка и оставляют в его жизни глубокий след, определяя его личные качества во взрослой жизни и ту роль, которую он будет играть в обществе. Давайте рассмотрим те аспекты взаимоотношений подростков с братьями и сестрами, которые делают их столь важными.

Во-первых, старшие братья и сестры часто служат примером для младших, представляя собой некую модель мужчины или женщины. Они имеют сильное влияние на развитие младших братьев и сестер. Это влияние может быть как плохим, так и хорошим. К примеру, городские подростки из малообеспеченных семей, тесно общающиеся со своими уравновешенными старшими братьями и сестрами, менее склонны к правонарушениям и лучше успевают в школе, чем их сверстники, у которых нет подобных братьев и

Сестер (Widmer, Weiss, 2000). И наоборот, девочки-подростки, старшие сестры которых стали молодыми матерями, чаще проявляют сексуальную активность в раннем возрасте, чем другие их сверстницы (East, and Klioo,

2005). Старшие братья и сестры с девиантным поведением оказывают на подростков еще более сильное влияние, чем родители, ведущие аморальный образ жизни (Ardelt, and Day, 2002).

Подростки часто являются образцами для подражания и учителями для своих младших братьев и сестер

Во-вторых, старшие братья и сестры нередко выступают в роли суррогатных

Родителей, исполняя обязанности воспитателей, сиделок, учителей и исповедников (Dunn, Slomkowski, Beardsall, 1994). Если старшие дети чувствуют нужность, принятие и гордятся тем, что они заботятся о младших, это повышает их самооценку, которая вместе с чувством полезности положительно отразится на чувстве собственного достоинства старших детей. Более старшие сиблинги ведут себя как учителя, ускоряя когнитивное развитие более молодых сиблингов (Azmitia, Hesser, 1993). Они заботятся и дают совет (Buhrmester, Fuhrman, 1990; Tucker, Barber, Eccles, 1997). Более старшие братья и сестры обычно защищают младших от агрессии других детей (Tisak, Tisak, 1996). Многие подростки, ухаживая за своими младшими братьями и сестрами, обучаются взрослым ролям — в частности, учатся ответственности за других.

В-третьих, братья и сестры часто дарят друг другу настоящую дружбу, товарищество, удовлетворяют взаимную потребность в нежности, привязанности и глубоких взаимоотношениях. Например, Seginer (1998) обнаружил, что подростки, которые не были популярными среди сверстников, но имели теплые, нежные отношения с сиблингами, были довольны уровнем социальной поддержки точно так же, как и популярные среди сверстников дети. Это особенно значимо для девочек, имеющих тесные отношения с сиблингами, которые оказывают им эмоциональную поддержку (Moser, Paternite, Dixon, 1996).

Когда разница в возрасте братьев и сестер составляет шесть лет и более, то дети растут как если бы они были в семье единственными. Если эта разница менее шести лет, то возникает конкуренция, соперничество принимает более выраженные формы, конфликты возникают чаще. Исследование 274 учащихся старших классов выявило источники конфликтов между братьями и сестрами и те методы и стратегии, которые использовались для налаживания отношений (Goodwin, and Roscoe, 1990). Было определено десять наиболее распространенных причин конфликтов: обидные слова; «подначки»; клички; споры по поводу распределения домашних обязанностей, принадлежности вещей, заимствования без спроса одежды; вторжение в личную жизнь; особые отношения с родителями; смущение перед друзьями и знакомыми; конфликты из-за привилегий. Наиболее распространенными способами разрешения подобных конфликтов между братьями и сестрами оказались: крики и ругань; шумные споры; игнорирование друг друга; поиски компромисса; попытки договориться. В исследовании было также отмечено, что для решения спорных вопросов мальчики чаще девочек используют физическую силу и угрозы расправы.

Осложняются ли в переходном возрасте отношения между братьями и сестрами? Почти все отношения с сиблингами переживают напряжение и конфликт (Lempers, Clark-Lempers, 1992), но они снижаются по мере взросления. Постепенно с возрастом подростки начинают воспринимать своих братьев и сестер более спокойно и разумно, в результате чего конфликты постепенно уступают место более дружественным и конструктивным отношениям (Fuhrman, Buhrmester, 1992).

Взаимоотношения с другими родственниками

Взаимоотношения с бабушками и дедушками оказывают самое положительное влияние на подростков. В одном из исследований рассматривались три положительных аспекта таких отношений (Baranovski, 1982).

1. Бабушки и дедушки могут играть самую важную роль в формировании у ребенка чувства неразрывной связи прошлого и настоящего, семейных корней, в передаче знаний, культуры и традиций, тем самым оказывая несомненно положительное влияние на подростка, переживающего период становления идентичности (Kopera-Frye, Wiscott, 2000).

2. Бабушки и дедушки могут оказывать положительное влияние и на отношения между родителями и подростками, так как благодаря им дети могут больше узнать о своих родителях. Подростки, когда у них случаются конфликты с родителями, охотно прибегают к бабушкам и дедушкам как к арбитрам и наперсникам (Lussier, Deater-Deckard, Dunn, Davis, 2002).

3. Бабушки и дедушки помогают подросткам понять и принять старость. Те подростки, кто часто видится с бабушками и дедушками и поддерживает с ними хорошие отношения, чаще проявляют позитивное отношение и к другим пожилым людям (Harwood, Hewstone, Paolini, Voci, 2005).

Mueller, Wilhelm, Elder (2002) идентифицировали пять различных стилей поведения бабушек и дедушек. Самых близких они назвали влияющими; как свидетельствует термин, эти бабушки и дедушки глубоко погружены в жизнь их внуков, большинство из них присматривает за внуками практически ежедневно. Они и его родителей и наперсники, и друзья, и учителя, часто они пытаются материально обеспечить внуков. Следующий близкий тип взаимодействия связан с поддерживающими бабушками и дедушками. Различие между первыми и вторыми состоит в том, что поддерживающие не принимают участия в дисциплинировании внуков и не видят себя в качестве авторитетной фигуры для них. Пассивные бабушки и дедушки видятся со своими внуками не так часто (зачастую как минимум один раз в месяц) и любят их, но не оказывают им материальной поддержки и не выполняют других квазиродительских обязанностей. Авторитарно настроенные дедушки и бабушки представляют собой отдаленный источник семейной мудрости, они реже занимаются своими внуками лично. И наконец, обособленные бабушки и дедушки плохо знают своих внуков и, даже если и испытывают к ним теплые чувства, практически не участвуют в их жизни.

Часто между бабушками, дедушками и их внуками-подростками устанавливаются дружеские, благоприятные взаимоотношения. Они могут помогать подростку с самоопределением, устанавливая связи между прошлым и настоящим, а также они могут выступать в качестве третейских судей в конфликтах подростка

Кроме того, в связи с увеличением числа разводов и матерей, никогда не состоявших в браке, для бабушек и дедушек стало привычным активно помогать детям и даже брать внуков полностью под свою опеку. Этот феномен подробно будет обсуждаться в следующей главе.

Что определяет природу отношений внуков с бабушками и дедушками? Родственные узы, конечно, способствуют установлению контакта (Uhlenberg, Hammil, 1998). Взаимоотношения между родителями и бабушками и дедушками также важны, так как обычно именно родители налаживают контакт между своими детьми и бабушками и дедушками. Так как дочери чаще продолжают поддерживать тесные отношения со своими родителями, чем сыновья, внуки чаще больше общаются с родителями матери, чем отца (Chan, and Elder, 2000). Также взаимоотношения между внуками и бабушками с дедушками улучшаются в подростковый период (Crosnoe, and Elder, 2002), так как к этому времени решаются вопросы автономии и улучшаются семейные отношения в целом.

Родители, применяющие против своих детей физическую силу, оказывают разрушительное воздействие на них как эмоционально, так и физически. Некоторые дети погибают от жестокого обращения; другие на всю жизнь остаются искалеченными. Ненависть, направленная на ребенка, мучает и страшит его, оставляя в душе глубокие, незаживающие раны. В результате развиваются патологическая трусость, робость, пассивность, затаенная враждебность, тупость и холодная, индифферентная неспособность любить других. Подростки, которые подвергались насилию со стороны родителей, с большой степенью вероятности в свое время применят насилие, когда вырастут. Фаган (Fagan, 2005) обнаружила, что подростки, которые подвергались жестокому обращению со стороны родителей, на 50 % чаще вовлекались в криминальные ситуации и употребляли наркотики, чем подростки, которые не были жертвами своих родителей. Более поразительно в ее исследовании, что в два или три раза чаще они попадают в криминальные ситуации с насилием по отношению к другим или собственным партнерам по интимным отношениям. Девочки, с которыми жестоко обращались, чаще попадают в ситуации с насилием: они назначают свидания с молодыми людьми, склонными к насилию, и их калечат партнеры по романтическим отношениям (Reuterman, Burcky, 1989). Они чаще других девочек вступают в рискованные сексуальные взаимодействия (Elliott, Avery, Fishman, Hoshiko, 2002). Наконец, у подростков, подвергающихся физическому насилию, чаще возникают клиническая депрессия и суицидальные мысли (Danielson et al., 2005).

Сексуальные злоупотребления

Случаи сексуальных злоупотреблений против детей и подростков подробно документированы. Исследователи в области жестокого сексуального обращения с детьми отметили, что набор симптомов, наблюдаемых у детей, переживших такие эпизоды, соответствует диагностическим критериям посттравматического стрессового заболевания (Banyard, Wiliams, 1996). Как клинические, так и социальные исследования выявили у жертв сексуального злоупотребления высокий уровень депрессии, низкую самооценку, тревожное состояние, сексуальные проблемы, угрозы суицида и поведение, типичное для жертвы сексуального насилия (Paolucci, Genius, Violata, 2001). К тому же эти жертвы, по-видимому, чувствительны к злоупотреблению лекарствами (Martin et al., 2005), пищевым расстройствам (Johnson, Cohen, Kotler, Kasen, Brook, 2002), жестокости по отношению к себе (Cyr, McDuff, Wright, Theriault, Cinq-Mars, 2005).

Сексуальные злоупотребления нередко являются непосредственной причиной антиобщественного поведения подростков. Его жертвы — и в первую очередь девочки — при тестировании демонстрируют высокий уровень враждебности и агрессивности — намного выше среднего, и часто они имеют отклоняющееся поведение (Kendall-Tackett, Williams, Finklehor,

1993). Известно, что у жертв сексуальных злоупотреблений наблюдаются сложности в учебе, они пропускают занятия и иногда даже отказываются завершить учебу в школе. У них чаще проявляется стремление бежать из дома. Факты говорят о том, что многие проститутки в свое время стали жертвами сексуального насилия, причем большая часть из них были изнасилованы в раннем возрасте и с особой жестокостью. Девочки чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики, но тем не менее большая часть таких преступлений как в отношении девочек, так и в отношении мальчиков остается нераскрытой, поскольку жертвы предпочитают о них никому не сообщать (Finkelhor, 1984). Большинство экспертов утверждают, что по крайней мере 20 % всех женщин и от 5 до ю % всех мужчин подвергались сексуальному насилию в возрасте до 18 лет

Инцест

Сексуальные преступления в отношении детей и подростков по большей части являются кровосмесительными, т. е. происходят между близкими родственниками. В большинстве случаев сексуальное насилие, которому подвергаются дети и подростки, представляет собой инцест, т. е. половой контакт происходит между родственниками. Хотя большинство людей считают, что наиболее распространенным является инцест между отцами и дочерями, на самом деле чаще приходится сталкиваться с сексуальными отношениями между родными и двоюродными братьями и сестрами и отчимами и приемными дочерями (Canavan, Meyer, Higgs, 1992). Наиболее длительные, страшные последствия имеют случаи, когда сексуальные домогательства исходят от отца или отчима, когда они заканчиваются изнасилованием, повторяющимся несколько раз (Wyatt, and Newcomb, 1990). Инцест между отцами и дочерями чаще встречается в проблемных семьях, в которых отец проявляет жестокость по отношению к супруге или детям (Alter-Reid, Gibbs, Lachenmeger, Sigal, Massoth, 1986). Отец чаще доминирует в семье и испытывает в жизни разочарования, такие как потеря работы, в результате чего находит разрядку в насилии.

Жестокое обращение с ребенком может включать в себя не только физическое насилие, но и недостаточное питание, отсутствие присмотра, пренебрежение, нанесение эмоциональной травмы, а также сексуальные злоупотребления.

Пренебрежение — это неспособность обеспечить ребенку хотя бы самый минимальный уход: предоставить ему необходимые для поддержания жизни питание, одежду, жилье и медицинское

Обслуживание, а также неспособность удовлетворить его эмоциональные, социальные и интеллектуальные потребности.

Сексуальные злоупотребления проявляются как в специфических разговорах с ребенком и демонстрации порнографических изображений, так и в ласках, объятиях, мастурбации, эксгибиционизме, оральном сексе или полном вагинальном или анальном соитии.

Эмоциональная травма происходит в результате постоянной ругани, криков, оскорблений, использования непристойных кличек, жестокой критики, насмешек, невыгодного сравнения с другими братьями и сестрами или полного игнорирования ребенка, отказа разговаривать с ним или выслушать его.

Долгосрочные последствия инцеста подобны последствиям других форм сексуальных домогательств. Однако вследствии того, что жертвы испытывают глубочайшее чувство предательства, последствия инцеста более губительны (Banyard, and Williams, 1996; Rind, and Tromovitch, 1997). Наиболее распространенными реакциями являются потеря веры в людей, низкая самооценка, повышенный риск развития депрессий, расстройства питания и восприятия реальности, различные физические симптомы, такие как боль в желудке (Holifield, Nelson, Hart, 2002; Luster, and Small, 1997). Жертвам инцеста часто трудно доверять другим, и поэтому им трудно вступать в интимные отношения. Есть данные, что мужчины, которые, будучи мальчиками, стали жертвами инцеста, страдают больше, чем женщины, подвергшиеся сексуальному насилию со стороны родственника (Garnefski, Diekstra, 1997).

Пренебрежение

Пренебрежение является наиболее распространенным видом жестокого обращения с детьми и подростками. Оно может принимать различные формы (Doueck, Isliisaka, and Greenaway, 1988). Под физическим пренебрежением понимается неспособность обеспечить ребенку достаточное питание или правильную диету соответствующую условиям жизни одежду необходимую медицинскую помощь, достойное жилище, выполнение элементарных требований личной гигиены. Эмоциональное пренебрежение — это недостаточное внимание, отсутствие любви, заботы и нежности, неспособность удовлетворить потребности ребенка в одобрении его действий, признании его заслуг и дружбе. Интеллектуальное пренебрежение может проявляться в дозволении детям систематически без причины пропускать занятия, в неспособности обеспечить их учебу и предоставить условия для выполнения домашних заданий, в отсутствии необходимых материалов, стимулирующих их интеллектуальное развитие. Социальное пренебрежение может включать в себя недостаточное внимание к социальной активности ребенка, к кругу его общения и товарищам по играм, нежелание занять ребенка полезными видами деятельности или неспособность приучить ребенка к жизни в обществе других людей. Под термином моральное пренебрежение подразумеваются такие явления, как неспособность подать ребенку положительный пример, осуществить какое-либо нравственное воспитание.

Историям о том, как родители пренебрегают своими обязанностями, имя легион. Супружеская пара уехала в отпуск на несколько недель, оставив 12-летнюю дочь дома одну, без присмотра. Мать, когда ей нужно было встретиться со своим любовником, на несколько дней бросала своего 15-летнего сына. Другая мать не предприняла ни единой попытки обратиться со своей дочерью к зубному врачу, и в результате запущенного кариеса у ребенка выпали все зубы (Rice, консультационные заметки).

Бывают и более завуалированные случаи родительского пренебрежения: родители отвергают ребенка эмоционально, не проявляя к нему ни любви, ни заботы. Такое отношение может оказать на ребенка не менее разрушительное воздействие, чем прямое притеснение (Wolock, and Horowitz, 1984).

Эмоциональное унижение сказывается на личности в целом (Moran, Vuchinich, Hall, 2004). Дети, которые подверглись эмоциональному унижению, часто имеют низкую самооценку, страдают от депрессий, испытывают трудности в учебе и во взаимоотношениях со сверстниками (Sneddon, 2003).

Оставьте комментарий