Во многих домах телевизор занимает приоритетное место, и, даже когда никто его не смотрит, он создает постоянный шумовой фон. В большинстве семей телевизор работает, как правило, во время завтрака, обеда или ужина. У детей, растущих в таком окружении, формируется патологическая потребность в звуковой среде, так что в тишине они испытывают дискомфорт. Это оказывает влияние не только на их внутреннее состояние, но и на поведение в традиционно спокойных местах, например, в школе или в церкви.
Дети, проводящие много часов перед телевизором, уже не имеют времени для по-настоящему важных вещей. Среднестатистический ребенок школьного возраста, например, проводит вместе с отцом полчаса в неделю, с матерью — два с половиной часа, пять часов в неделю уходит на домашнее задание и примерно полчаса на внепрограммное чтение [27 — David Walsh, Selling Out America’s Children (Minneapolis: Fairview, 1994), 28.]. Что это по сравнению с тринадцатью часами в неделю перед телевизором?
Родители позволяют детям столь продолжительное общение с телевизором по разным причинам, а он между тем поглощает мысли и подчиняет себе поведение наших детей так же, как он съедает их время. Дети, которые с трудом концентрируют внимание на таких важных делах, как учеба, чтение или назидание через слушание учителей, родителей или служителей, оказываются полностью поглощенными телевизионными шоу. Можно ли назвать это зависимостью? Думаю, можно. Когда детей, постоянно просиживающих перед телевизором, лишают возможности его смотреть, они всегда проявляют болезненные
Симптомы: становятся раздражительными, нервозными, агрессивными, трудными в общении. Однако спустя некоторое время они постепенно восстанавливают свое равновесие и способность справиться со стрессом.
Многие родители не обращают внимания ни на методы, ни на содержание масс-медиа, однако дети весьма чувствительны и к тому, и к другому. Таким родителям пора менять свою позицию и вглядеться в происходящее вокруг. Наше общество не оставляет места для самоуспокоенности и иллюзий по поводу того, что происходит в умах, сердцах и психике наших детей.
Многие родители не видят связи между тем, что входит в сознание их детей и что выходит наружу в форме поведения и отношения к окружающим. Родители не знают ни интересов, ни круга общения своих детей и предоставляют им свободу решений и действий. Позже, когда возникают неприятности и проблемы, эти родители недоумевают и разводят руками.
Если бы они задумались и сравнили количество времени, которое они проводят со своими детьми, с количеством времени, которое их дети проводят в общении с масс-медиа, они бы увидели, что довольствуются последним местом.