Насколько толерантны подростки к людям, которые отличаются от них?

Подростки вообще не толерантны к тем, кто отличается от них. Это объясняет, почему так часто обижают и дразнят в школах. Те, кто занимает высокий статус в клике или в толпе, придираются, насмехаются и делают посмешищем тех, кто занимает более низкий статус.

В значительной степени из-за перестрелок в Колумбине и других средних школах проводились исследования интересов в школьных кликах и толпах. Прошлые и настоящие данные (и жизненный опыт большинства из нас) не оставляют никаких сомнений в том, что клики значительно отличаются по статусу. Аронсон (Aronson, 2000) сравнил неформальные социальные структуры в трех средних школах — в Миссури, Аризоне и Калифорнии, и пришел к выводу, что они практически одинаковы. В современных школах послушные учащиеся («качки» и «преппи»), принимающие активное участие в школьном самоуправлении и других санкционированных объединениях, управляют в школе. Далее по убывающей статуса располагаются «ботаники», «готы» (сокращенно от готика) и «торчки», потребляющие наркотики. Внизу социальной лестницы располагаются одиночки — учащиеся, не принадлежащие ни к какой группе. То, что в средней и старшей школе существует иерархия, никого не удивляет. В этих новых исследованиях интересно следующее:

1) то, насколько существенны такие статусные различия;

2) степень неудовлетворенности и злобы, которую ощущают подчиненные учащиеся;

3) число учащихся, оскорбляемых и преследуемых популярными сообществами.

Некоторые группы друзей активно и открыто выступают против образовательных и социальных действий школы. Состоящие в таких группах отвергают правила школьной системы и с презрением относятся к власти.

Наиболее известные молодежные субкультуры

Так как подросткам нужно отличаться от старших, появляются и исчезают молодежные субкультуры. За последние сто лет появились интересные и яркие молодежные субкультуры. Мы рассмотрим пять наиболее интересных — две существовавшие ранее и три современные.

Флэпперы

Мы — молодое поколение. Война поломала наши идеалы и верования. Время сделало нас старше и опытнее, чем были вы в нашем возрасте. Наверное, такое происходит с каждым новым поколением, пытающимся идти в ногу со временем (Ellen Welles Page, Outlook magazine, Decemder 6,1922).

Это заявление молодой флэппер, пытающейся объяснить взгляды своего поколения родителям. Флэпперами называли девушек-бунтарок в 1910-1920-х гг. Война, о которой говорит Элен Веллс, — это Первая мировая война, событие, шокировавшее весь мир и породившее в людях цинизм и пессимистические взгляды на будущее. Флэпперы были скандальными, особенно по сравнению со своими гибсонскими матерями и викторианскими бабушками. (Эти женщины носили тесные корсеты, одежду с длинными рукавами и платья длиной до пят.) Флэпперы ходили в джаз-клубы (с мужчинами!) где танцевали в весьма фривольной манере. Они курили сигареты и пользовались макияжем, что ассоциировалось лишь с падшими женщинами. Они носили короткую стрижку «боб» и красили волосы. Они носили юбки, короткие настолько, что при ходьбе были видны их колени, они отказались от корсета и носили одежду без рукавов. Они открыто пили

Спиртное (несмотря на то, что в то время это было запрещено). Они посещали вечеринки петтинга, где происходили многие осуждаемые обществом действия сексуального характера.

Хотя эпоха флэпперов длилась недолго — ей положила конец Великая депрессия, — она оказала значительное влияние. На женщин уже не смотрели так, как раньше, и такое поведение женщин перестало шокировать общество.

Хиппи

Как наверняка все знают, хиппи называют молодежную субкультуру 1960-х гг. Ценности хиппи значительно отличались от ценностей большинства американцев: хиппи протестовали против войны во Вьетнаме, интересовались восточными религиями больше, чем христианством, они не были материалистами, с недоверием относились к правительству и тому, что оно называло военно-промышленным комплексом. В поддержку своих взглядов хиппи устраивали сидячие акции протеста против войны и сжигали свои призывные повестки. Они становились вегетарианцами, медитировали и жгли благовония. Они предпочитали зарабатывать деньги, продажей поделок или попрошайничеством, вместо того чтобы работать на традиционных работах.

Хиппи также пропагандировали сексуальную свободу, любовь между разными расами, жизнь в коммунах и употребление наркотиков для расслабления. Они свободно сожительствовали друг с другом. Для них было привычным позволить незнакомцу пожить у себя дома, если ему негде остановиться. Было распространено употребление марихуаны и ЛСД. Ценности хиппи хорошо выражает название книги Тимоти Лири «Включись». Настройся. Улетай». «Включись» означает употребляй наркотики, «Настройся» означает войди в контакт с внутренним Я, «Улетай» означает

Отвергай негативные аспекты культуры.

У хиппи была отличительная внешность, хиппи обоих полов носили длинные волосы, которые часто убирали с лица лентами, мужчины обычно носили бороды или усы, женщины носили длинные крестьянские юбки. Молодые люди обоих полов часто носили цветы в волосах и расклешенные или очень широкие голубые джинсы. Была популярна окрашенная ткань, а также другие изготовленные вручную предметы, такие как ожерелья из бисера или вязаные жилеты. Предпочиталась одежда, казавшаяся поношенной.

Флэпперы — молодые девушки конца 1910-1920-х гг., ходившие на свидания, носившие короткие юбки и употреблявшие спиртное.

Хиппи — молодежное движение конца 1960-х гг., пропагандировавшее употребление наркотиков, пацифизм и отвержение материальных ценностей.

Сан-Франциско, особенно район Хайт-Эшбери, считался духовным центром движения хиппи. Десятки тысяч хиппи собрались там летом в 1967 г. (лето любви). Само по себе движение практически угасло в начале 1970-х гг., но его последствия можно наблюдать в таких явления, как сексуальная революция, магазины здоровой пищи, рок-концерты на открытом воздухе и панковское движение, пришедшее на смену хиппи.

На движение хиппи значительно повлияла предшествующая молодежная культура, битники. Это движение существовало в 1950-1960-х гг. Хиппи были похожи на битников тем, что употребляли марихуану (битники впервые назвали ее травкой), политическим либерализмом и антиматериализмом. Битники отличались от хиппи тем, что предпочитали джаз рок-н-роллу, носили одежду разных стилей (предпочитали черный цвет

И береты) и были менее интеллектуальны.

Скейтеры

В 2002 г. в США было 12,5 млн скейтеров, в основном это парни до 18 лет (Fetto, 2002). Около 15 % подростков говорят, что хоть раз катались на скейте, 8 % посвящают катанию на скейте все свободное время. Скейты придумали в 1950-х гг., но катание на скейтах не становилось видом спорта или субкультурой до 1980-1990-х гг. Количество скейтеров продолжает расти.

Клоунские танцы и произошедшее от них направление крампинг возникли на юге центра Лос-Анджелеса в 1990-х. Они стали реакцией на коммерционализацию

О скейтерах сложилось довольно негативное представление, многие не принадлежащие к этой субкультуре считают скейтеров лентяями и хулиганами. В некотором смысле заядлые скейтеры соответствуют такому представлению. К примеру, они считают себя непохожими на своих родителей и хуже ладят с ними, чем другие подростки. Однако зачастую такие представления о скейтерах являются предвзятыми. К примеру, они так же серьезно относятся к учебе, как и другие подростки, и не реже других поступают в колледжи. Как группа они более технологически продвинуты, чем их сверстники (Fetto, 2002).

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Субкультура Straightedge

Эта субкультура является любопытным ответвлением хард-кор и панк-рок-субкультур 1980-х гг. Название происходит от названия песни «Minor Threat» («Малая угроза»), призывающей к отказу от потребления наркотиков и сексуальной распущенности. Кредо данной субкультуры: не пей, не кури, не… В 1990 г. движение развило свою философию и включило такие темы, как борьба за права животных и проблемы экологии (Irwin, 1999; Wood, 1999).

Хотя представители субкультуры внешне мало отличаются от представителей массовой культуры, они все же сохранили кое-что из облика рокеров. Их внешность чаще всего небрежна, музыка громкая и резкая, и их концерты похожи на рокерские. Они могут придерживаться правильного поведения и иметь правильные взгляды на жизнь, но кажутся хулиганами многим взрослым.

Ранее многие скейтеры переняли образ панков и стали слушать панк-рок, хотя эта тенденция в некоторой степени утратила свою актуальность. Многие скейтеры носят бейсбольные кепки, мешковатые джинсы, рубашки большего размера и толстовки с капюшоном. Часто в одежде есть дырки. Новый стиль «хэш» отличает более облегающая одежда.

Заядлые скейтеры много работают над своим стилем. Основой скейтбординга является олли, трюк, при котором доска отталкивается от земли и пролетает в воздухе, при этом скейтер удерживается на ней, ни за что не держась и никаким образом не фиксируя ступни на доске. Скейтеры также работают над флиппами (когда доска переворачивается) и гриндами (скольжение по поверхностям, таким как лестничные перила). Для скейтеров строится все больше и больше скейт-парков, в которых они могу упражняться, не причиняя вреда частной собственности и не угрожая пешеходам. Чем больше будет строиться таких парков, тем меньше будет столкновений между скейтерами и другими членами общества и быстрее улучшится мнение общества об этой субкультуре.

Хип-хоп

Хип-хоп-культура родилась около 30 лет назад в Нью-Йорке. Первоначально она была популярна среди чернокожих и латиноамериканцев, но затем приобрела мировую популярность. Основными элементами этой культуры являются прослушивание рэпа, танцы под эту музыку (о ней мы расскажем позже в этой главе) и предпочтение соответствующей одежды. Так как хип-хоп-культура существует уже давно, ее мода и сленг претерпели некоторые изменения. Прежние хип-хоп-исполнители предпочитали одежду в африканском стиле, кроссовки с большими шнурками и множество тяжелой бижутерии. Не так давно в моду вошел более сдержанный гангстерский стиль. В частности, мешковатые приспущенные джинсы,

Футболки большого размера, толстовки с капюшонами, банданы и татуировки у мужчин.

Танцы в стиле хип-хоп также являются отличительной особенностью субкультуры. Начало им положил брейкданс. Название происходит от англ. Ьгеак(паузы в песнях, сопровождающиеся звуком ударных). Отличительной особенностью брейкданса является то, что руки или плечи танцора находятся на полу, пока он выполняет движения ногами или вращения. Сейчас танцоры меньше используют движения на полу, чем раньше. Им на смену пришли такие движения, как поппинг (напряжение и расслабление мышц, заставляющие тело совершать резкие движения), бугалу (вращение головой, коленями и бедрами), слайд (скольжение без видимых шагов), строуб (резкие движения, будто под светом стробоскопа) и волна (движение, напоминающее волну, проходящую через тело).

У взрослых вызывают опасения антисоциальная рэп-лирика и пропаганда жестокости. Эту проблему мы обсудим позже в данной главе.

Готы

Готы — еще одна яркая молодежная субкультура. Гот — это сокращение от слова готика, движение возникло в Англии в начале 1980-х гг. Готы любят носить черную одежду из бархата и кожи. Девушкам нравятся бледный цвет лица, черный лак для ногтей и черная помада. Готов интересуют вопросы добра и зла, многих восхищают смерть и похороны. Среди популярных групп — «Nine Inch Nails», «Sisters of Mercy» и Мэрлин Мэнсон. И хотя некоторые газеты причисляют виновников перестрелки в школе Колумбина к готам (из-за их черных кожаных плащей), большинство представителей этой субкультуры неагрессивны.

Материальные аспекты подростковой культуры

Еще один способ изучения подростковой культуры — исследование материальных объектов, которые молодежь покупает или делает своими руками и использует в повседневной жизни. Рассмотрим четыре группы таких вещей — молодежную одежду, автомобили, компьютеры и мобильные телефоны; этот выбор обусловлен их значимостью в жизни подростков. Но сначала сделаем обзор покупательной способности подростков.

Подростки как потребительская сила

Сейчас у подростков в распоряжении больше денег, чем когда-либо раньше. Благодаря тому, что подростки имеют собственные источники дохода и родители тратят на них больше денег, покупательская способность американских подростков достигла $190 млрд в 2006 г. В перспективе это на 25 % больше по сравнению с показателями 2001 г., и это больше внутреннего валового продукта России (MarketResearch. com, 2005). Это означает $74 в неделю на каждого подростка в Америке (Newspaper Association of America, 2005).

Откуда у подростков все эти деньги? Существует несколько источников. Большинство подростков сообщают, что получают деньги от родителей, либо в форме нерегулярных выплат, либо постоянных, либо и в той и другой. Большинство подростков младшего возраста (12-14 лет), которые получают постоянные выплаты, получают $20-550 в год. Сумма выплат старшим подросткам колеблется: примерно треть из них получают $20-530 в месяц, в то время как около 20 % получают $50-100 в месяц. Многие подростки также получают деньги в подарок на день рождения и по другим поводам. Кроме того, большое количество подростков пытаются заработать, как только предоставляется такая возможность. Следует отметить, что парни чаще зарабатывают деньги, а девушки получают от родителей. Интересно, что значительное количество подростков сообщают, что копят деньги, собирая по дому мелочь. Такой «заработок» обычно не превышает $14 в месяц (Coinstar, 2003; Newspaper Association of America, 2005) (рис. 13.1).

На что тратят подростки свои деньги? Один из опросов показал, что основными покупками, на которые подростки собираются потратить деньги в течение следующего года, оказались (по порядку): МРЗ-плеер, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат, подержанный автомобиль, контактные линзы, записывающее DVD-устройство, автомагнитола, видеокамера, солнечные очки, цифровой видеоплеер (Newspaper Association of America, 2005). Фактически больше всего денег в течение недели подростки тратят на одежду и аксессуары (примерно 1/3 их расходов) и еду (1/5 их расходов). Значительное количество также кладут деньги на счет своих мобильных телефонов (Coinstar, 2003). Из этого списка понятно, что заработанные деньги подростки либо копят, либо тратят на повседневные нужды.

Рис. 13.1. Источники доходов подростков. Данные Newspaper Association of America (2005)

До сих пор мы обсуждали учащихся средних и старших классов. Меняется ли ситуация после поступления подростка в колледж? Учащиеся колледжей обычно располагают большими средствами, чем школьники. Большинство имеют временный заработок в течение учебного года и работают летом. Учащиеся колледжей зарабатывают в среднем $169 в неделю. Кроме того, родители продолжают давать им деньги. Учащиеся колледжей в среднем тратят $210 в неделю на собственное усмотрение. Как и младшие подростки, они тратят значительную часть своих денег на технические новинки (мобильные телефоны, последние модели компьютеров, цифровые фотоаппараты и др.) и другую значительную часть на развлечения.

Учащиеся колледжей тратят почти $3 млрд каждый год на фильмы, музыку, видеоигры и более чем в два раза большую сумму на билеты в театры и кино (Harris Interactive, 2004). Как мы уже объяснили, в молодежной субкультуре присутствует материальная составляющая. Для того чтобы быть не хуже сверстников, подростки готовы тратить значительные суммы денег, чтобы правильно выглядеть, обладать модными техническими устройствами и вместе с друзьями питаться в популярных заведениях. Некоторые из этих вещей — одежда, машины — уже давно присутствуют в списке потребностей подростков, другие (мобильные телефоны, МРз-плееры и компьютеры) оказались в нем относительно недавно.

Одежда

Одним из самых заметных аспектов молодежной культуры является повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой (см. также главу 5). Взрослые часто обвиняют подростков в бунтарстве и нонконформизме («быть не таким как все») или, напротив, в легковесности их ценностей. Социологи и социальные психологи считают, что ни одно из этих обвинений не является справедливым. Подростки — конформисты, особенно если дело касается одежды и внешности членов их компании. Забота о внешности — это не проявление поверхностности и несерьезности, а фактическое подтверждение потребностей в поиске и выражении собственной идентичности и в принадлежности к определенной социальной группе.

Одежда в значительной степени помогает подросткам раскрыть и выразить свою идентичность. Эксперименты с внешностью — часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно (Littrell, Damhorst, and Littrell, 1990). Одежда и внешность — это способ самовыражения, и подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. С помощью одежды человек может сообщить окружающим о том, какую роль он хочет играть в жизни. Выбирая определенные марки или более дорогие джинсы, а также,

Напротив, избегая их, они создают свой образ.

Оставьте комментарий