Развитие мозга в раннеподростковый период

Интенсивное развитие мозга продолжается почти до десятилетнего возраста. Родители должны понимать, что формирование межклеточных связей в мозгу ребенка происходит в течение многих лет. Без такого понимания они могут очень скоро «впасть в ошибочное мнение о том, что ребенок уже достиг зрелости, несмотря на свой возраст, и забыть, что у каждой эмоции есть свое строго определенное время появления в процессе роста ребенка» [34 — Ibid., 274.]. При наступлении половой зрелости мозг ребенка подвергается тому, что Гоулман называет «подрезанием», подразумевая, что «мозг фактически избавляется от малоэффективных межклеточных связей и формирует новые прочные связи в наиболее активных структурных цепях. Пережитый опыт, особенно в детстве, — вот что формирует мозг» [35 — Daniel Goleman, Emotional Intelligence (New York: Bantam, 1995), 224.].

Вплоть до последнего десятилетия XX века многие ученые полагали, что своего полного развития мозг достигает к возрасту половой зрелости. Я никогда не разделял этого мнения и в своей книге «Как любить своего подростка» доказывал, что подростки — скорее дети, чем взрослые. Сегодня ученые пришли к тому же выводу. Статья в журнале «U. S. News amp; World Report» сообщала о том, что сеть мозговых нейронов окончательно формируется не раньше, чем к девятнадцати — двадцати годам.

«В самом деле мозг подростка гораздо больше напоминает мозг ребенка, чем взрослого человека. В этот период жизни все еще идет формирование системы межклеточных связей, влияющих не только на эмоциональные реакции, но также на физические и умственные способности. Эти, еще до конца не установившиеся, связи делают подростка чрезвычайно уязвимым, а подростковая депрессия может создавать в мозгу настолько прочные связи, что ее лечение в дальнейшем может быть весьма затруднительным» [36 — Shannon Brownlee, “Inside the Teen Brain”, U. S. News amp; World Report, 9 August 1999, 46-47.].

Так называемое подрезание мозга начинается примерно в двенадцать лет и представляет собой «нечто вроде очень жесткой бескомпромиссной системы, предусматривающей питание только тех мозговых клеток, которые выполняют практическую функцию… До тех пор, пока передняя кора головного мозга не подверглась подрезанию, мозг большинства младших подростков остается не способным к здравому мышлению» [37 — Ibid., 48.].

Уильям Гриноу из Университета в Иллинойсе исследовал время «подрезания» мозговых клеток: «Постоянная система связей образуется в мозгу в результате процессов перепроизводства межклеточных связей и их последующего разрушения. Потенциальная одаренность может быть закодирована в генах, однако, будет ли этот потенциал реализован в будущем, как, скажем, математический талант или блестящий криминальный ум, зависит от тех типов межклеточных связей, которые были запечатлены мозгом в критически важные ранние годы жизни» [38 — Nash, “Fertile Minds”, Time, 56.].

«На заключительном этапе формирования взрослого мозга происходит обволакивание нервов белым веществом — жировыми клетками, — которое обвивает нервный ствол подобно виноградной лозе. Часть нервов, облекающихся в это покрытие в подростковый

Период, соединяет между собой те участки мозга, которые управляют эмоциями, суждениями и отвечают за самоконтроль» [39 — Brownlee, “Inside the Teen Brain”, U. S. News, 53.].

Что же делать нам, родителям, в связи со всем этим? Похоже, ответ таков: начинать раньше; принимать позитивное участие; понимать, что межклеточные связи мозга, управляющие чувствами и эмоциями, формируются в раннеподростковом возрасте. Мы можем посильно влиять на развитие сети этих связей — тех, которыми определяется эмоциональное и духовное здоровье ребенка. Эта система определяет эмоциональную жизнь ребенка — то, как он относится к жизненным реалиям, насколько это отношение позитивно или негативно, присутствует ли в нем уныние, насколько успешно ребенок справляется со стрессом. Чем раньше формируется система клеточно-мозговых связей, тем активнее ее влияние на дальнейшую жизнь ребенка. От нее зависит развитие способностей, степень зависимости от таких эмоций, как страх, чувство вины, уныние; от нее зависит, будет ли ребенок иметь внутреннюю свободу и позитивное стремление поступать правильно.

Результаты исследований процесса развития мозга действительно потрясающи. Они подтверждают громадное влияние родителей на жизнь детей, огромную роль активного воспитания на основе близкого общения между детьми и родителями. У христиан просто нет времени на эксперименты с альтернативным воспитательным методом, в основе которого лежит пассивное реагирование на поведение ребенка, ибо слишком многое поставлено на карту. Мы любим своих детей и обязаны активно и постоянно общаться с ними, чтобы помочь им выбрать верное направление на жизненном пути.

Оставьте комментарий