Подростки часто придерживаются крайних взглядов, политических или каких-либо других, потому что они — идеалисты. Причина такого идеализма заключается в их недавно появившейся способности мыслить гипотетически и представлять, каким мог бы быть мир. К тому же абстрактное мышление позволяет подросткам находить новые решения старых проблем.
Некоторые подростки увлекаются политическим идеализмом и утопическими идеями перестройки общества. У старших подростков эгоцентризм сменяется социоцентризмом. В то же время, когда подростки увлекаются политическим идеализмом, они становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у юных именно потому, что в их собственных душах постоянно идет брожение. Из-за своей психологической незащищенности подростки легко идентифицируются со слабыми, бедными и угнетаемыми жертвами эгоистического общества. Таким образом, их восприятие социальной несправедливости отражает личную внутреннюю борьбу Элкинд (1967) считает, что младшие подростки бунтуют в основном на словесном уровне, почти ничего не делая для защиты декларативно поддерживаемых гуманных
Идеалов. Только позднее, в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с соответствующими действиями и становятся более понимающими, терпимыми и полезными.
Идеализм подростков является результатом их новой способности различать действительное и возможное. Они становятся заступниками аутсайдеров и часто помогают людям в трудных ситуациях
Долговременные ценности
Одна из основных характеристик подросткового периода — то, что индивид начинает примерять на себя взрослые роли. При этом подростки склонны считать себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную
Программу заботятся о будущем и думают о реформировании общества. Вначале для личности подростка характерен больший эгоцентризм, который постепенно изживается в процессе децентрации. Параллельно с развитием формального мышления можно наблюдать возникновение системы ценностей, ориентированной на долговременные задачи, а не на мгновенное вознаграждение или достижение сиюминутной цели.
Лицемерие
Поскольку у подростков слово часто расходится с делом, их иногда обвиняют в лицемерии. Элкинд (Elkind, 1978) приводит два примера, иллюстрирующих эту особенность.
Во-первых, подросток постоянно жалуется на то, что брат заходит к нему в комнату и берет его вещи. Он упрекает отца в том, что тот не наказывает брата за эти проступки; но, с другой стороны, сам мальчик не испытывает угрызений совести из-за того, что приходит в кабинет отца, без спроса пользуется его компьютером и калькулятором и слушает рок-музыку на его стереосистеме.