Четвертый краеугольный камень: умение контролировать гнев

Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией.

Иак. 1:19,20

Мать придержала товарную коляску и строго посмотрела на своего трехлетнего сына. Голос ее звучал строго и решительно: «Положи… это… обратно!»

«Но я хочу это!» — захныкал ребенок. Мать твердой рукой схватила коробку с кашей. «Положи сейчас же обратно!» — сказала она еще громче. Гнев ее нарастал. Писатель Дани ель Гоулман так описывает дальнейшие события:

«В этот момент малышка, сидевшая в детской коляске, уронила на пол желе, которое она до этого жевала. Когда оно шлепнулось на пол, мать закричала на нее и в гневе шлепнула ребенка, затем, выхватив пачку у трехлетнего сына, швырнула ее на ближайшую полку, сгребла сына в охапку и поволокла его вдоль прохода, причем коляска, которую она толкала впереди себя, опасно раскачивалась и кренилась, а сидящая в ней малышка громко плакала. Сын же, которого она тащила за пояс, отчаянно дергал ногами и кричал: „Отпусти меня, отпусти меня!“» [14 — Daniel Goleman, Emotional Intelligence (New York: Bantam, 1955), 61.]

Корнем множества проблем и сложностей в нашей личной жизни, в жизни каждой семьи и всего общества является бесконтрольный гнев. Сознательному управлению своими негативными взрывными эмоциями необходимо учиться, ибо это не дано никому по природе. Научить детей управлять собственным гневом — задача семьи, однако сегодня она там практически не решается. А вас когда-нибудь учили этому? Скорее всего, нет, как и многих других.

Очень немногие родители видят свою задачу в привитии ребенку этого важнейшего навыка. Не понимают они и ее чрезвычайную сложность.

Обучение детей умению справляться со своим гневом представляет собой четвертый краеугольный камень воспитания зрелой личности. Но мы разводим руками в полной беспомощности, не имея представления о том, как это делается. Возможно, это объясняется тем, что мы не понимаем самую суть эмоции, называемой гневом, ее происхождения, способов выражения, и, следовательно, не знаем, как ею управлять. До тех пор, пока родители не поймут природу гнева и не овладеют оптимальными приемами контроля над ним, они не смогут объяснить детям, как надо поступать, когда ими овладевает гнев. Давайте честно признаем, что реже или чаще, но все мы впадаем в гнев. Однако, если гневается ребенок, родители реагируют на это совершенно деструктивным образом. Дело в том, что этих родителей никто никогда не учил контролировать свой гнев. Важнейшая заповедь о таком контроле дана нам через апостола Павла: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4:26).

Оставьте комментарий