Основным благом совместной опеки является сохранение тесных контактов с каждым родителем. Однако ситуация меняется, если в этом случае подросток оказывается «между двух огней». Поэтому ни один из способов опеки не имеет безусловного преимущества.
Во многих случаях родителям поручается совместная опека. Совместная юридическая опека означает, что оба родителя отвечают за воспитание подростка и принятие решений, важных для его жизни. Сейчас это самое распространенное решение судебных бракоразводных процессов (Hardcastle,
1998). Совместная опека проживания означает, что ребенок живет то с одним, то со вторым родителем. Исследования показали, что в случаях назначения совместной опеки отцы активнее участвуют в жизни детей, чем отцы, лишенные опеки, и дети, в свою очередь, лучше адаптируются в сложившейся ситуации (Bauserman, 2002).
Принятие решения о совместной опеке требует от родителей разумного подхода и гибкости, так как в противном случае обсуждение закончится скандалами и продолжением брачного стресса. При желании обоих родителей и их способности ладить друг с другом совместная опека является хорошим выходом из сложной ситуации (Kolata, 1988).
Какой вид опеки является наилучшим? На этот вопрос сложно дать четкий ответ. На протяжении практически всего XX в. было принято считать, что матери лучше справляются с родительскими обязанностями, чем отцы, поэтому практически все решения касательно опеки выносились в пользу матерей. Затем, в течение последних 30 лет, многие исследования доказали, что лучше, когда ребенка воспитывает родитель его пола, т. е. мальчиков лучше воспитывают отцы, а девочек — матери (Camara, and Resnick, 1988). Однако многие другие исследования не отметили такой особенности (Guttman, and Lazar, 1998). Исследования, сравнивающие подростков, находящихся под совместной опекой и опекой одного из родителей, имели неоднозначные результаты (Hines, 1997), в то время как другие подтвердили преимущества того или другого вида опеки. Гораздо большее значение имеет качество взаимоотношений между родителями после развода. Преимущества совместной опеки значительно уменьшаются, если обстановка остается напряженной и родители спорят и ругаются (Lee, 2002).
Маккоби и коллеги (Maccoby, 1993) изучали роли родителей в жизни детей после развода, чтобы определить, какое влияние оказывают эти роли на адаптацию детей. Эти исследователи обнаружили, что факторами, определяющими хорошую адаптацию подростков, являются следующие.
1. Хорошие отношения с родителем-опекуном, который контролирует поведение подростка и участвует в принятии важных решений, касающихся его судьбы.
2. Отсутствие ощущения «между двух огней» в родительском конфликте.
Влияние на подростков зависело от способа решения конфликта и того, насколько подросток ощущал себя заложником этого конфликта, разрываясь между родителями. В этом исследовании матери несли основную ответственность за воспитание и материальное обеспечение детей после развода, но отцы также продолжали принимать участие в жизни детей.
Выходит, что смысл не в том, сколько времени проводит ребенок с обоими родителями, а в том, какое участие принимают оба родителя в жизни
Подростка и насколько они продолжают выполнять свои родительские обязательства (Simons, Lin, Gordon, Conger, and Lorenz, 1999). Выполнение родительских обязанностей включает не только организацию досуга ребенка, совместные походы и материальную поддержку. Оно также подразумевает участие в воспитании, своевременный совет и помощь взрослеющей личности. Заботливые родители делят между собой не только приятные, но также негативные аспекты родительской опеки.
Неполные семьи и семьи во главе с бабушкой и/или дедушкой
Как уже было сказано, развод по-разному влияет на подростков в зависимости от различных факторов. Но что мы знаем о подростках, воспитанных в неполных семьях другого вида? Гораздо меньше, чем следует знать, особенно учитывая, что матерью одного из трех новорожденных является никогда не состоявшая в браке женщина (Bumpass, and Raley, 1995). Учитывая это, удивительно, почему так мало исследований проводилось с целью сравнения подростков, воспитанных матерями-одиночками, никогда не состоявшими в браке, и разведенными матерями (Amato, 2000).
Более того, в литературе по этому вопросу чаще рассматривается возраст родителей: большинство исследований, касающихся детей, воспитывающихся матерями-одиночками, рассматривали детей матерей-подростков, в то время как в фокусе исследований, касающихся развода, обычно оказывались дети взрослых родителей. Так как матери-подростки обычно испытывают больше трудностей, чем взрослые матери, независимо от того, состоят они в браке или нет, очень сложно отделить последствия воспитания незамужней матерью от последствий воспитания матерью-подростком.
Также оказывают влияние расовые и этнические факторы. Большинство матерей-одиночек афроамериканского происхождения никогда не состояли в браке, в то время как большинство белых одиноких матерей состояли в браке, но развелись. Никогда не состоявшие в браке матери обычно чаще испытывают материальные проблемы, чем разведенные (Amato, 2000). Эти два фактора могут быть взаимосвязаны.
СВОИМИ СЛОВАМИ
Я родом из замечательной семьи, являющейся прекрасным подтверждением того, что жизнь в неполной семье не обязательно связана с отчаянием и нескончаемыми проблемами. Моя мама является примером для меня. Она создала прекрасную семейную обстановку для меня и моего брата. Она жила ради нас. Мы перед ней в долгу на всю жизнь.
После развода мама все свое время посвящала семье. Пока мы спали, она занималась, чтобы получить диплом по бухгалтерии. В течение дня она занималась домашними хлопотами, ожидая, когда мы вернемся из школы, чтобы отвезти нас на спортивную площадку или в гости к другу. Она помогала нам делать уроки и беседовала с нами по вечерам. Мама со всем отлично справлялась, только несколько лет назад я понял, насколько тяжелым было положение нашей семьи.
Мы со всем справлялись во многом благодаря поддержке родственников. Я с ранних лет чувствовал себя частью большой семьи. Родители мамы всегда были готовы прийти нам на помощь. Дедушка работал за двоих, а бабушка всегда пыталась помочь маме по хозяйству. Тети и дяди брали нас с собой на отдых. Они все обеспечили нам детство, которое мама никогда бы не смогла обеспечить в одиночку.
Как бы то ни было, в 2000 г. более 4,5 млн американских подростков проживали в семьях, во главе которых стояли бабушки и/или дедушки, а не родители. Около 5 % белых подростков нелатинского происхождения, 9 % детей латиноамериканцев и 15% афроамериканских детей проживали в таких семьях. В большинстве случаев мать проживает в семье вместе со своими родителями и детьми, но в 25% случаев — нет (Бюро по переписи
США, 2000). Хотя женщины всех расовых и этнических групп, оказавшись без мужа, часто обращаются за помощью к собственным матерям, наиболее распространено данное явление в афроамериканских семьях. Для афроамериканцев уклад расширенной семьи более характерен, чем для белых (Hill, 1998), так как такой семейный уклад у них исторически принят (Hanter, 1997). Кроме того, женщины-афроамериканки в первый раз становятся матерями в более раннем возрасте, чем белые (Hamilton, Ventura, Martin, and Sutton, 2005), поэтому у них недостаточно опыта и материальных средств для воспитания ребенка.
Апфел и Сейтц (Apfel, and Seitz, 1991) изучили, как родители осуществляют поддержку своих дочерей, на примере 120 темнокожих матерей-подростков и их родителей и выделили четыре типа такой поддержки. Наиболее распространенным является вариант родительской помощи, он свойствен для половины семей. В таких семьях бабушки фактически выполняли роль второго родителя, но не обязательно проживали с дочерями и внуками на одной территории. Детям шла на пользу такая поддержка, так как о них заботились два взрослых, один из которых обладает солидным опытом; матери-подростки также выигрывают в подобной ситуации, так как имеют возможность продолжать образование и поручить часть обязанностей по уходу за ребенком бабушке. Среди отрицательных последствий Апфел и Сейтц отметили, что такое распределение обязанностей может спровоцировать конфликт между матерью и дочерью при возникновении между ними разногласий; ребенок, в свою очередь, может не знать, кого из взрослых слушать.
В 20% семей использовалась модель частичной родительской поддержки. При данной модели матери постоянно ухаживают за детьми. Бабушки помогают с расходами, иногда присматривают за внуками и помогают молодым матерям по дому Все члены семьи могут проживать на одной территории или недалеко друг от друга. Некоторые семьи используют подобную модель, так как часто ее выбирают сами молодые матери: иногда они желают жить со своим молодым человеком, иногда просто стремятся к независимости. В других случаях инициатива исходит от бабушек, которые не хотят брать на себя заботу о внуках, тем самым облегчая жизнь дочерей и поощряя их последующие беременности. Преимущества данной модели в том, что матерям оказывается определенная поддержка, а детям определенная забота; недостаток данной модели в том, что часто молодым матерям трудно самостоятельно справиться с навалившимися на них заботами. Они могут недостаточно хорошо заботиться о детях или пренебрегать своими обязанностями. Матери могут лишиться возможности получить образование и профессиональную подготовку.
Третья модель — родительское замещение, выполнение бабушкой материнских обязанностей; она отмечалась в ю % семей. Как понятно из названия, бабушка полностью принимает на себя заботу о внуке (внучке), а мать лишь незначительно участвует в его/ее воспитании. Иногда такая модель выбирается по обоюдному согласию, к примеру обе женщины желают, чтобы молодая мать поступила в колледж. В других случаях бабушка постепенно или сразу принимает на себя заботу о внуке, так как мать пренебрегает своими обязанностями. Для некоторых семей такая модель является вынужденной, другие добровольно ее выбирают. Эта модель может быть полезной как для матери, так и для ребенка: ребенок получает лучший уход и заботу, а мать имеет возможность для самореализации. Однако в таких семьях могут возникать конфликты (когда бабушка не желает полностью брать на себя заботу о ребенке или мать не желает передавать ребенка бабушке), и ребенка в будущем может ждать тяжелая адаптация, если мать вдруг захочет вернуться и восстановиться в своих правах.
Апфел и Сейтц (Aphel, and Seitz, 1991) назвали четвертый вид родительской поддержки моделью обучения родителей, такая модель встречалась в ю 96 изучаемых семей. В этой ситуации бабушка инструктировала свою дочь. Такие бабушки считали, что хотя их дочери способны быть хорошими матерями, у них недостаточно умений и знаний, необходимых для воспитания ребенка. Бабушки выступали в роли учителей, постепенно передавая обязанности по уходу за ребенком матерям. Эта модель полезна по нескольким причинам: матери-подростки получают необходимую подготовку, ребенок привязывается к своей матери, бабушки и матери не спорят о том, кто из них главный, а ребенок получает надлежащий уход. Более того, у матерей и бабушек при такой модели складываются теплые, доверительные отношения. (Конечно, такие отношения часто наблюдаются между ними и до рождения ребенка). Отрицательной чертой этой модели является то, что акцент делается на воспитание ребенка, а не на образование молодой мамы, тем самым экономическое благополучие молодой семьи бывает под угрозой. Также возможны взаимные обиды матери и бабушки.
Таким образом, становится очевидным, что дети никогда не состоявших в браке женщин не обязательно воспитываются только матерями. Участие бабушек и дедушек в жизни таких детей способствует лучшему их воспитанию и благополучию их молодых матерей (Taylor, and Roberts, 1995).
Несмотря на явную пользу помощи бабушек и дедушек в воспитании детей, это может быть трудным для самих пожилых людей. Многие исследования доказывают, что воспитание внуков часто отнимает у них много сил и средств (Ross, and Aday, 2006). Бабушки и дедушки, выступающие полными или частичными (при модели родительской помощи и частичной родительской поддержки) опекунами для своих внуков, чаще страдают депрессиями и испытывают проблемы со здоровьем, чем принимающие меньшее участие в воспитании внуков (Burnett, 1999; Minkler, and Fuller-Thomson, 1999). Особенно если ребенок страдает эмоциональными и поведенческими расстройствами, что часто является следствием воспитания невнимательной матерью (Emick, and Hayslip, 1999). Однако многие бабушки и дедушки, участвующие в опеке внуков, сообщают, что получают удовольствие от выполнения возложенных на них обязанностей, отмечая, что с появлением внуков их жизнь приобрела новый смысл и что они довольны тем, что внуки присмотрены, и чувствуют себя прекрасно (Pruchno, 1999).
Семьи, ставшие неполными вследствие смерти одного из родителей
Еще одним из недостаточно изученных на сегодняшний день типов семей являются семьи, ставшие неполными вследствие смерти одного из родителей. Более 2 млн американских детей и подростков пережили смерть одного из родителей (Christ, Siegel, and Christ, 2002). Хотя, так же как и развод, смерть одного из родителей оставляет в душе ребенка чувство утраты, жизнь его меняется, может ухудшиться материальное положение семьи, в данном случае утрата невосполнима и нет надежды на общение с родителем (по крайней мере в этой жизни). С другой стороны, если, конечно, родитель не покончил жизнь самоубийством, ребенок не чувствует себя преданным, как в случае развода. В чем же тогда сходство влияний развода и смерти родителя на детей?
Удивительно мало известно о том, какое влияние оказывает смерть родителей на адаптацию подростков, и то, что известно, обычно связано с непосредственной реакцией, а не с долгосрочными последствиями. Подростки часто страдают от затяжной депрессии практически год после утраты родителя, но лишь у некоторых развивается клиническая депрессия (Dowdney, 2000). Часто они испытывают опасение за жизнь оставшегося в живых родителя, и у многих проявляются симптомы синдрома посттравматического стресса, особенно если смерть родителя была насильственной и непредвиденной (Cerel, Fristad, Weller, 2000). Неудивительно, что снижается интерес к учебе и другим занятиям. Мальчики-подростки чаще, чем девочки, реагируют агрессивно и демонстративно (Dowdney, Wilson, Mauglian, Allerton, Schofield, and Skuse,
1999). Во многом реакции подростков зависят от того, как переносит смерть супруга оставшийся в живых родитель. Присутствие рядом сильного, спокойного родителя, на которого можно положиться, помогает подросткам легче пережить утрату (Stoppelbein, and Greening, 2000). Другой важный влияющий фактор — это то, как изменит потеря родителя жизнь ребенка (Hope, and Hodge, 2006).
СВОИМИ СЛОВАМИ
Мой отец умер, когда мне было и лет. Трудно передать всю горечь утраты. Отец умер, и мы с мамой переехали в другой штат, поближе к ее родителям. Вся жизнь рухнула. Я потеряла друзей, школу, соседей и отца за одну неделю. Месяцами я чувствовала себя виноватой в том, что была ему не такой хорошей дочерью, как могла бы быть; до сегодняшнего дня я корю себя за то, что не пошла с отцом на футбольный матч за несколько дней до его смерти. Я была подавлена и одинока. У меня было много друзей в бывшей школе, но в новой я стала социальным изгоем, потому что была недружелюбна и много плакала.
Со временем, однако, я начала понимать, что раз уж мне суждено было остаться без отца, то хорошо, что я потеряла его по причине смерти, а не из-за развода. Когда человек умирает, на него не злятся и не считают предателем, максимум — просто клянут судьбу. Мы грустили и волновались, но я не считала себя брошенной. В сложившейся
Ситуации никто не был виноват. Мне не пришлось пережить повторный брак отца и видеть, как он любит свою новую семью и детей. Мне не пришлось видеть, как он уезжает от нас из-за более оплачиваемой работы. Я имею в виду, было бы лучше, если бы родители мирно развелись — то есть жили бы неподалеку друг от друга, так, чтобы я могла общаться с ними обоими, и остались друзьями. Но я не встречала людей, переживших такой счастливый развод.
Мы можем лишь предполагать, чем отличаются долговременные последствия утраты родителя по причине смерти от последствий утраты родителя по другим причинам, так как по этому вопросу проводилось мало исследований. Последним значимым исследованием по этой теме было классическое исследование Херринг-тона, показавшее, что дочери вдов не испытывали озлобленности по отношению к мужчинам, характерной для дочерей разведенных женщин. Хотя проводились некоторые исследования, изучающие влияние на ребенка отсутствия матери, они не рассматривали отдельно случаи утраты матери по причине смерти. Возможно, что долговременные последствия утраты родителя по причине смерти могут сглаживаться теми же факторами, что и отсутствие родителя по другим причинам: частота и отдаленность переездов, общественная поддержка, поведение оставшегося родителя, внутренняя устойчивость ребенка, изменение материального положения семьи.
Результат воспитания в неполной семье
Воспитание в семье с одним родителем, без всякого сомнения, — фактор риска множества проблем (McLanahan, Sandefur, 1994). Подростки, воспитанные одним родителем, чаще демонстрируют эмоциональные и личностные проблемы, имеют отклоняющееся поведение, рано беременеют, употребляют наркотики, плохо учатся и более агрессивны, чем подростки, воспитывающиеся двумя родителями. Эти результаты характерны и за пределами США, например в Австралии, Великобритании (Pryor, Rogers, 2001) и в нескольких скандинавских странах (Naevdal, Thuen, 2004).
ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Отцы-одиночки
Каждый седьмой ребенок из неполной семьи воспитывается одиноким отцом. Отцы редко воспитывают детей в одиночку, так как они практически никогда не воспитывают своих внебрачных детей, а после развода опека в 85-90 % случаев поручается матерям. Обычно отцы возвращают себе право опеки в случае смерти матери, лишения ее родительских прав или при конфликтах матери с ребенком. Подростки чаще живут с отцами, чем младшие дети, а также сыновья чаще воспитываются отцами, чем дочери (Cancian, and Meyer, 1998).
У одиноких отцов имеется одно преимущество перед одинокими матерями: они чаще обладают должным доходом (Richards, and Sclnneige, 1993). Поэтому они реже сталкиваются с материальными трудностями. Однако отцы испытывают трудности с выполнением обязанностей, ранее возложенных на их жен (Grief, 1985; Maccoby, and Mnookin, 1992).
Хотя встречаются исключения, большинство исследований показывают, что дети, воспитанные одинокими отцами, ничем не отличаются от детей матерей-одиночек (Amato, and Keith, 1991), к примеру, так же хорошо учатся в школе (McLanahan, and Sandefur,
1994). Такое сходство наблюдается независимо от различий в методах воспитания одиноких отцов и матерей. Матери, к примеру, больше контролируют детей, чем отцы, но отцы применяют более эффективные дисциплинарные меры (Buchanan, Maccoby, and Dornbusch, 1992). Учитывая то, что все чаще встречаются случаи воспитания детей отцами-одиночками, радует, что они справляются со своими родительскими обязанностями не хуже матерей.
Две проблемы — развитие маскулинности и фемининности и школьное обучение требуют особого рассмотрения.
Развитие маскулинности/фемининности
Принято считать, что мальчики, воспитанные матерями, т. е. в детстве не имевшие перед глазами примера активного и мужественного отца, в большой степени вероятности являются обладателями слабо выраженной маскулинности, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками, у которых есть отцы (Beaty, 1995, Mandara, Murray, Joyner, 2005). Чем раньше мальчик лишается отца и чем дольше длится период отсутствия мужчины в доме, тем сильнее это на нем сказывается. Однако по мере взросления юноши влияние на него отсутствия отца начинает уменьшаться. К моменту окончания школы подростки, воспитанные матерями, в той же мере адаптируются к своей мужской роли и имеют те же свойственные их полу предпочтения и интересы, что и их сверстники, выросшие рядом с отцами.
То, как отсутствие отца влияет на развитие ребенка, частично зависит и от наличия в семье других представителей сильного пола, которые могут послужить ему моделью поведения (Klyman, 1985). Например, на мальчиках, имеющих старших единокровных братьев, отсутствие отца сказывается меньше. Проживающие в семье другие родственники мужского пола — особенно старшие по возрасту — также могут с успехом сыграть роль отсутствующего родителя. Начиная с раннего возраста мальчики, живущие с матерями, тянутся ко взрослым мужчинам и испытывают внутреннюю потребность восприятия их в роли суррогатного отца.
Детям, воспитывающимся одиноким родителем, часто приходится оставаться
Одним дома, пока мать или отец работает. Хотя это оказывает на подростков определенное отрицательное влияние, они учатся быть самостоятельными и независимыми
Отсутствие в семье отца оказывает на девочек прямо противоположный эффект. В раннем детстве они ощущают его довольно слабо, но в подростковом возрасте влияние этого фактора заметно усиливается. Отсутствие в семье ярко выраженного взаимодействия мужского и женского начала может создать определенные трудности в сексуальной жизни девушек.
Одно из наиболее известных исследований в области подростковой психологии проведено Мавис Хетерингтон (Mavis Hetherington) в 1972 г. Она была первым исследователем, проведшим четкое кросс-сексуальное исследование девочек, воспитанных замужними женщинами, разведенными женщинами и вдовами. Она показала, что девочки разведенных женщин в большей мере флиртовали, чем девочки из других типов семей. Они обычно интерпретировали несчастье своих мам и причину развода как отсутствие романтических отношений. Дочери вдов, напротив, были неуступчивыми и осторожными в отношении мужчин. У них слишком высокие стандарты требований по отношению к мужчинам, возможно, потому, что их матери слишком возвеличивают образ умершего супруга.