Маленькие дети любят исследовать свое тело, а дети более старшего возраста любят осматривать друг друга. Эту жажду познания не так легко подавить. Разница в анатомическом строении сбивает детей с толку; и они снова и снова обследуют себя, чтобы убедиться, что с их телом все в порядке.
Даже если все факты объяснены, а чувства поняты, дети могут продолжать исследовать и возбуждать друг друга. Они изобретают различные игры: игру в доктора или в дом, что придает легитимность их стремлениям. Дети могут, сговорившись, устроить коллективное подсматривание за детьми противоположного пола. Сорвиголовы могут придумывать и более продвинутые игры. По взаимному согласию они могут манипулировать половыми органами друг друга или даже имитировать половой акт.
Родители теряются, когда сталкиваются с такими вопиющими событиями. Они склонны преувеличивать последствия детских поступков и боятся, что в их доме может вырасти настоящий сексуальный маньяк.
Даже сексуально просвещенные родители затрудняются без эмоций разрешать такие ситуации. Они могут удержать себя от того, чтобы отстегать ребенка или пристыдить его, но не знают, как положить конец такой деятельности. В нашу просвещенную эпоху, в наше цивилизованное время некоторые родители даже сомневаются, стоит ли им вмешиваться в эти интимные дела из страха навредить будущей сексуальной жизни своих отпрысков.
Что плохого в тайных сексуальных играх? Они нагружают детей чувством вины, но не удовлетворяют их потребности. Когда двух — или трехлетняя девочка с удивлением наблюдает, как маленький мальчик мочится, это считается равносильным уроку анатомии. В детских садах, где дети пользуются общим туалетом, любопытство можно удовлетворить прямым наблюдением. Однако к первому классу школы считается, что ребенок уже достаточно насмотрелся на такие вещи. Оставшаяся страсть к подглядыванию и исследованию уже не считается проявлением чистого любопытства к разнице между полами. Невозможность справиться с этой страстью, неудержимое желание продолжать эти действия говорит о тревожности ребенка и требует профессиональной помощи, а не попустительства и поблажек привычке. Более того, потребность ребенка не может быть удовлетворена подглядыванием и прикосновениями, так же как страсть алкоголика к спиртному не может быть удовлетворена его безудержным потреблением. Подглядывающие Том, Дик иГарриет прежде всего нуждаются в наложении ограничений на их поведение — ограничений, которые должны быть установлены любящими и справедливыми способами.
Если родитель обнаруживает мальчика со спущенными штанами, а девочку с поднятой юбкой, он не должен спрашивать: «Что ты делаешь?» — так как ответ может быть удручающим для родителя, если ребенок вдруг скажет в ответ всю правду. Ребенка не надо стыдить или ругать. С другой стороны, не стоит подыскивать подходящих оправданий или фальшивого алиби вроде: «Ты не думаешь, что сейчас слишком холодно, чтобы гулять на ветру голышом?» Ребенку надо велеть одеться и заняться какой-нибудь другой игрой. После ухода гостей ситуацию надо откровенно обсудить. Без угроз и увещеваний ребенку надо сказать на внятном английском языке: «Ты и Фенни раздели друг друга. Это не разрешается. Маленькие дети делают это для того, чтобы понять, почему у мальчиков есть половой член, а у девочек нет. Если тебя это интересует, спроси нас, и мы тебе все объясним. Но раздевать друг друга нельзя».
Наше спокойное отношение без обвинений делает возможным ограничить детские сексуальные эксперименты без нанесения вреда интересу ребенка к половой любви.
Нецензурные выражения
Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок оставался наивным, не понимая значения ругательств, которые употребляют в речи его сверстники. Эти слова настолько энергичны, выразительны и недопустимы, что заставляют ребенка, употребляющего их, чувствовать себя большим и значительным. Когда дети употребляют в речи связки сильных выражений на своих тайных сходках, они чувствуют себя так, словно составляют новую декларацию независимости.
Эти ругательства должны занять четко очерченное место в лексиконе ребенка. Родители должны откровенно выразить свои чувства по отношению к этому предмету.
Отец может сказать: «Эти слова нельзя употреблять при женщинах, Джордж — Это слова для чисто мужского разговора».
Мать может сказать: «Мне вообще не нравятся такие слова. Я знаю, что мальчики употребляют их, но я предпочитаю их не слышать. Прибереги их для спортивной раздевалки. В нашем доме это запрещенные слова».
Так мы признаем и уважаем желания и чувства ребенка, но накладываем ограничения на его действия и направляем их в другое русло.
Половая роль и социальная функция
Половая идентификация и биологическое предназначение
Для того чтобы выполнить свое биологическое предназначение, мальчики должны идентифицировать себя с отцами, а девочки с матерями. Такая идентификация исключительно важный процесс, в ходе которого мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами. Идентификация протекает легче, если отношения в семье основаны на любви и уважении. Завоевывая привязанность наших детей, мы внушаем им желание усвоить соответствующие половые роли. Дело, однако, в том, что многие родители сами
Не осознают, в чем заключается их половая роль.