Выводы о семейных отношениях

1. Хорошие родители эмоционально связаны с детьми, предоставляют им возможность для психологической автономии и контролируют их поведение.

2. Родители выражают любовь к детям, интересуясь ими, помогая им, выслушивая их, чувствительны к их нуждам, доверяют им и принимают их такими, каковыми они являются.

3. Подростки с безопасной привязанностью к родителям более успешны, чем подростки с небезопасной тревожной и небезопасной избегающей привязанностями.

4 — Подростки хотят, чтобы родители относились к ним как к самостоятельным взрослым людям и не мешали им утверждать свою личность и независимость, не мешали их индивидуализации. Автономия содержит два аспекта: поведенческий и эмоциональный. Стремление к поведенческой автономии возникает в ходе взросления раньше, чем происходит сдвиг в сторону эмоциональной автономии.

5. Сплоченность семьи характеризует ту степень, в которой ее члены объединены или, напротив, разобщены. Те семьи, которые располагаются на противоположных краях шкалы, оценивающей сплоченность, т. е. построенные на слишком тесных связях или полностью разобщенные, являются менее функциональными, чем те, что располагаются примерно на середине шкалы. Сплоченность семьи наиболее велика, когда дети еще малы, и постепенно снижается по мере того, как подростки взрослеют и становятся самостоятельными взрослыми людьми.

6. Существуют четыре основных стиля родительского контроля: авторитарный, авторитетный, либеральный и попустительский.

7 — Авторитетный стиль управления в семье оказывает наиболее положительное влияние на подростков.

8. Авторитарный контроль в семье приводит к развитию в подростках или строптивости, или зависимости. Последствия применения наказания, как правило, негативны.

9. Подростки, воспитывающиеся в либеральных семьях, часто эгоистичны и безответственны.

10. Родители, имеющие попустительский стиль взаимоотношений с детьми, воспитывают детей, которые чувствуют отвержение и отсутствие защищенности.

11. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении.

12. Непонимание между родителями и подростками происходит потому, что они находятся на различных стадиях жизненного цикла. Они по-разному смотрят на проблемы, по поводу которых идет конфликт, что и делает конфликт неизбежным.

13. В целом отношения между родителями и подростками, как правило, складываются достаточно гармонично, но если конфликт все-таки возникает, то повод обычно лежит в одной из следующих пяти областей: социальная жизнь и привычки, мера ответственности и обязанности, учеба в школе, отношения в семье, моральные ценности.

14. На характер и протекание конфликта влияют следующие факторы: возраст и пол подростка, атмосфера в семье, среда, в которой растет ребенок, размер семьи и занятость родителей.

15. Умеренный уровень конфликтов нормален, высокий — нет.

16. Наличие братьев и сестер также сказывается на развитии подростков:

Старшие являются для младших и ролевыми моделями, и суррогатными родителями, и товарищами. Братья и сестры способны удовлетворять потребности друг друга в нежности, привязанности и глубоких человеческих отношениях.

17. В некоторых случаях братья и сестры могут быть ревнивыми и завистливыми, конкурировать в борьбе за родительскую любовь и конфликтовать друг с другом.

18. Бабушки и дедушки способны повлиять на подростков самым положительным образом. Бабушки и дедушки могут быть влиятельными, поддерживающими, пассивными, авторитарными и отстраненными.

19. Термин «жестокое обращение с детьми» объединяет такие явления, как умышленное нанесение ребенку физических и душевных травм и сексуальные злоупотребления. Последние могут проявляться как в специфическом языке, демонстрации порнографии, так и в ласках, объятиях, мастурбации, эксгибиционизме, вуайеризме, оральном сексе или полном вагинальном или анальном совокуплении. Нанесение эмоциональных травм происходит в результате постоянной ругани, криков, оскорблений, использования в адрес ребенка непристойных кличек, жестокой критики, насмешек, невыгодного сравнения его с другими братьями и сестрами, а также игнорирования ребенка, отказа разговаривать с ним или выслушать его. Термин «пренебрежение» означает неспособность обеспечить ребенку хотя бы самый минимальный уход: предоставить ему необходимые для жизни питание, одежду, жилье и медицинское обслуживание, а также неспособность удовлетворить его эмоциональные, социальные и интеллектуальные потребности.

20. Подростки, которые подвергались жестокому обращению, с большей вероятностью являются депрессивными, тревожными, агрессивными, чем

Другие. Скорее всего, они употребляют наркотики и у них есть пищевые расстройства. Без лечения многие из этих проблем будут перенесены во взрослую жизнь.

Ключевые термины

Автономия

Авторитарные родители

Авторитетные родители

Аффект

Безопасная привязанность

Жестокое обращение с детьми

Индукция

Контроль

Либеральные родители

Небезопасная избегающая привязанность

Небезопасная тревожная привязанность

Отрицательный аффект

Поведенческая автономия

Положительный аффект

Попустительствующие родители

Пренебрежение

Психологическая автономия

Разобщенные семьи

Регуляция

Связь

Сексуальные злоупотребления

Сепарация — индивидуация

Сила связи

Сопереживание (эмпатия)

Сплоченные семьи

Стиль привязанности

Теплота

Эмоциональная автономия

Эмоциональная травма

Вопросы для обсуждения

Личные размышления

1. Были ли ваши родители авторитарными, авторитетными, либеральными, попустительствующими? Почему вы характеризуете их таким образом? Приведите пример, чтобы обосновать ответ.

2. Хотите ли вы быть таким же родителем, как ваша мама? Или как папа?

Что вы будете делать иначе, чем они? Почему?

3. Как ваши родители выражали тепло и интерес по отношению к вам? Какие из этих средств значимы для вас больше всего? Почему?

4 — Каким способом вас наказывали, когда вы были подростком? Действовало ли это? Почему — да, почему — нет?

5. С кем вам было легче поговорить: с мамой или папой? О чем больше вы говорили с мамой, о чем — с папой?

Групповое обсуждение

6. Какие проблемы вы и ваши родители чаще всего обсуждали? Это проблемы, которые всплывают все вновь и вновь?

7. Что мешает родителям выслушать подростка и понять его?

8. Какой вид домашней ответственности и семейных обязанностей следует ожидать от подростка? Надо ли платить за это? Почему — да, почему — нет?

9 — Если у вас есть подросток брат или сестра, каковы основные причины конфликтов между ними и вашими родителями?

Ю. Знаете ли вы взрослых, которые жестоко обращаются с детьми? Каков

Результат?

11. Что вы думаете об идеальной роли бабушек и дедушек в семье?

Вопросы для дискуссии

12. Должны ли родители безоговорочно доверять своим детям, пока те не доказали обратное?

13. Подростки всегда должны подчиняться родителям?

14. Следует ли родителям давать советы подросткам вне зависимости от того, хотят они этого или нет?

15. Нужно ли заставлять сиблингов быть друзьями и проводить вместе много времени?

Рекомендуемая литература

1. Emery, R. L. (1999). Marriage, Divorce and Children’s Adjustment 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Corwin.

2. Ganong, L. H., & Coleman, M. (2003). Stepfamily Relationships: Development, Dynamics and Interventions. New York: Springer.

3. Hetherington, E. M. (1999). Coping with Divorce, Smgle-Parenting, and Reniarriage: A Risk and Resiliency Perspective. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.

4. Howard, J. A., and Smith, S. L. (2003). After Adoption: The Needs of Adopted Youth. Washington, DC: Child Welfare League of America.

5. Mason, M. A., Skolnick, A., and Sngarman, S. D. (2002). All Our Family: New Policies for a New Century. A Report of the Berkeley Family Forum. 2nd ed. Oxford, England: Oxford University Press.

6. Papernow, P. L. (2002). Becoming a Stepfamily: Patterns of Development in Remarried Families. Hillsdale, NJ: Analytic Press.

7. Steinberg, G., & Hall, B. (2000). Inside Transracial Adoption. Indianapolis, IN: Perspectives Press.

8. Tasker, E L., and Golombok, S. (1998). Growing Up in a Lesbian Family: Effects on Child Development. New York: Guilford.

9. Teyber, E. (2001). Helping Children Cope with Divorce. 2nd ed. Lexington, MA: Lexington Books.

Глава 11 Развод, неполные и смешанные семьи

С кем живут американские подростки? Развод и подростки

Отношение к разводу

Непосредственные эмоциональные реакции

Отдаленные последствия

Факторы, влияющие на последствия развода

Неполные семьи и семьи во главе с бабушкой и/или дедушкой

Семьи, ставшие неполными вследствие смерти одного из родителей

Результат воспитания в неполной семье

Развитие маскулинности/фемининности

Влияние на успеваемость в школе, достижения и отдых

Смешанные семьи

Усыновленные/удочеренные дети-подростки Интересно узнать…

Как много подростков имеют разведенных родителей?

Каковы непосредственные эмоциональные реакции подростков на развод и как долго они длятся?

Чаще ли дети из разведенных семей испытывают проблемы с поведением, чем дети из полных семей?

Чаще ли дети, родители которых развелись, впоследствии разводятся сами?

Что легче для ребенка: пережить развод родителей или жить с родителями, сохранившими брак, но несчастливыми в нем?

Что лучше для ребенка: совместная опека родителей или опека одного из них?

Как живется детям, воспитывающимся матерью, никогда не состоявшей в браке?

Идет ли на пользу детям-подросткам повторный брак матери?

Как ладят подростки в смешанных семьях с приемными братьями и сестрами?

Все меньше и меньше американских подростков имеют возможность провести детство в одном доме с обоими родителями. Фактически уже не считается нормой проживание в одном доме с обоими биологическими родителями, и еще более нетипичным является проживание в так называемой традиционной семье, в которой отец зарабатывает деньги, а мать полностью занята воспитанием детей. Так как многие подростки пережили развод своих родителей, воспитываются одним родителем или являются частью смешанной, воссозданной семьи, следует рассмотреть влияние этих событий на жизнь подростков. В этой главе мы рассмотрим, какими бывают семьи.

С кем живут американские подростки

Как показано на рис. 11.1, подавляющее большинство американских подростков (96 %) в возрасте до 19 лет проживают как минимум с одним из биологических родителей и примерно 2/3 (68 %) проживают с обоими биологическими родителями (Бюро переписи США, 2005). Около 23 % проживают только с биологическими матерями и 4,5 % воспитываются лишь биологическими отцами. Показатели значительно разнятся в зависимости от расовой и этнической принадлежности. Американские подростки азиатского происхождения и белые подростки нелатинского происхождения, к примеру, чаще проживают с обоими биологическими родителями, в то время как половина всех подростков-афроамериканцев живут отдельно от биологических отцов.

Все подростки

9%

6%y

50%

35%

Белые американские подростки нелатинского происхождения

Рис. 11.1. С кем живут подростки, принадлежащие к разным расовым и этническим группам. Данные U. S. Bureau of the Census (2005)

Подростки-латиноамериканцы

5%

Эти расовые и этнические различия отчасти определяются экономическим неравенством между культурными подгруппами. Как показано на рис. 11.2, подростки, принадлежащие к среднему классу, чаще проживают с обоими биологическими родителями, чем подростки из более низких социоэкономических классов. И наоборот, подростки из малообеспеченных

Семей чаще воспитываются только матерью или живут без родителей, чем подростки из семей, принадлежащих к среднему классу (U. S. Bureau of the Census, 2002).

Отношение к разводу

Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в брак со временем расторгают его (National Marriage Project, 2005). У подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие подросткового возраста или только вступающие в него.

Все больше и больше практикующих врачей-психиатров и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни подростка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие, напротив, настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности подростка (Wallerstein, Lewis, 2004).

Непосредственные эмоциональные реакции

Реакции подростков на развод, проявляющиеся непосредственно после него, исследованы и документированы достаточно хорошо (Kelly, 2003). Одна из них — шок и отказ верить в случившееся — возникает в тех случаях, когда подросток не осознает всей глубины семейных проблем. Студентка колледжа заметила: «Как-то раз мать позвала меня и сказала, что они с отцом собираются развестись. Я не могла поверить ей. Я даже не знала, что у них какие-то проблемы» (Rice, консультационные заметки). Другая реакция — страх, тревога и неуверенность в будущем: «Папа уедет? Мы с ним еще увидимся?» или: «Мне придется перейти в другую школу?», «С кем я буду жить?», «Смогу ли я поступить в колледж?»

ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ…

Каковы непосредственные эмоциональные реакции подростков на развод и как долго они длятся?

Большинство подростков, чьи родители разводились, испытывали страх, гнев, депрессию, чувство вины и обиды. Это было время тяжелых переживаний (меньшинство подростков, правда, испытывали облегчение и счастье). Для многих подростков была типична утрата интереса к школе и другим видам активности в период развода. Требовалось один-два года, чтобы подросток адаптировался к разводу родителей.

Гнев и враждебность — также весьма распространенная эмоциональная реакция подростка на развод родителей. Направлена она обычно на того из родителей, на которого возлагается вина за развод. Девочка спросила свою мать: «Почему ты заставила папу уйти?» Другая, двенадцати лет, укоряла: «Почему ты оставила папу одного?» Мальчик заявил отцу: «Я ненавижу тебя за то, что ты бросил маму ради той женщины» (Rice, консультационные заметки). Нередко гнев направлен на обоих родителей: «Вы всю мою жизнь поломали. Из-за вас я должен уйти из своей школы и расстаться с друзьями». Многие подростки озабочены только тем, как развод родителей повлияет на них самих, нимало не беспокоясь о чувствах самих родителей.

Другим распространенным переживанием является чувство вины и самообвинение. Если у родителей возникает конфликт из-за детей, то дети могут в какой-то степени переложить на себя ответственность за расставание взрослых или решить, что отец (мать) уходит потому, что хочет жить без детей. Подростки часто чувствуют глубокую растерянность из-за того, что родители разводятся, и старательно прячут это чувство от своих друзей.

После развода родителей подростку предстоит приспособиться к отсутствию одного из них — причем нередко именно того, к которому он был больше всего привязан. Девочка-подросток заметила: «Труднее всего было привыкнуть жить без отца. Я даже не представляла, как он мне нужен, пока он не ушел от нас» (Rice, консультационные заметки). Развод нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей. Часто возникает чувство печали, потерянности, депрессии.

Если отец (мать) начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, подросток становится ревнивым и обидчивым, так как вынужден делить любовь близкого человека с кем-то, на его взгляд, посторонним. Если разведенный родитель вступает в новый брак, что обычно и происходит, то подросток сталкивается с необходимостью приспосабливаться к мачехе или отчиму.

Оставьте комментарий