Тревожность, обусловленная смертью

Для взрослых трагедия смерти связана с ее необратимостью. Смерть, окончательная и вечная, знаменует собой крушение и конец всех надежд. Поэтому лично человек никогда не приемлет смерть; никто не может представить себе свою кончину, растворение в

Небытии собственного «я». Собственное «я» состоит из памяти и надежд, прошлого и будущего, а ни один человек не мыслит себя без будущего. Утешение, которое приносит человеку вера, находится именно в этом измерении. Вера предлагает человеку будущее, поэтому он может жить и умирать в мире.

Если смерть является загадкой для взрослого, то для ребенка это тайна за семью печатями, окруженная вуалью неподдельной мистики. Маленький ребенок не может осознать, что смерть — это навсегда; а его родители или молитвы самого ребенка не могут вернуть ушедшего. Бесполезность магических желаний перед лицом смерти — тяжкий удар для ребенка. Этот удар потрясает веру ребенка в его способность влиять на ход событий мышлением в благоприятном направлении, заставляет его чувствовать себя слабым и испытывать тревогу. Ребенок видит, что, несмотря на его слезы и протесты, любимый человек или любимое животное не может больше быть с ним. Следовательно, он чувствует себя покинутым и нелюбимым. Этот страх отражается в вопросе, который дети в таких случаях часто задают своим родителям: «Когда ты умрешь, ты все равно будешь меня любить?»

Некоторые родители стремятся уберечь ребенка от чувства боли и горя от потери любимого существа. Если погибает золотая рыбка или черепаха, то родители спешат заменить их другими животными, надеясь, что ребенок не заметит разницы. Если же умирает собака или кошка, то родители стараются сразу же купить горюющему ребенку более красивое или более дорогое животное.

Какой урок извлекает ребенок из раннего опыта внезапной потери и быстрого ее возмещения? Он может заключить, что потеря любимого существа не имеет большого значения, любовь можно легко трансформировать, а верность перенести на другой объект.

У ребенка нельзя отнимать право на горе и скорбь. Он должен быть свободен в изъявлении печали от потери любимого существа. При этом усиливается человечность ребенка, облагораживается его характер, когда он учится оплакивать конец жизни и уход любви.

Основной предпосылкой является то, что ребенка нельзя исключать из печалей и радостей, которые неизбежно переживает семья на протяжении своей истории. Когда кто-то умирает, а ребенку не говорят, что случилось, он может запутаться в неопределенной тревожности. Или он заполнит образовавшуюся пропасть в своем знании страшными и путаными собственными объяснениями. Он может обвинить в потере себя и почувствовать отчуждение не только от мертвого, но и от живых.

Первым шагом в помощи ребенку выдержать столкновение с утратой является позволение полностью выразить все его страхи, фантазии и чувства. Душевный комфорт и утешение приходят от разделения сильных эмоций с заботливым и внимательным слушателем, которому, как чувствует ребенок, он не безразличен. Родители могут также вставлять слова, обозначающие чувства, которые ребенок испытывает, но затрудняется высказать словесно. Например, после смерти бабушки, к которой ребенок был очень сильно привязан, родитель может сказать:

«Ты тоскуешь по бабушке».

«Тебе очень ее не хватает».

«Ты так сильно ее любил».

«И она любила тебя».

«Ты хочешь, чтобы она снова была с нами».

«Ты хочешь, чтобы она была жива».

«Трудно поверить, что она умерла».

«Трудно поверить, что ее нет больше с нами».

«Ты так хорошо ее помнишь».

Такие высказывания говорят ребенку, что родителей интересуют его чувства и мысли, побуждают ребенка поделиться с родителями своими страхами и фантазиями. Он может поинтересоваться, больно ли умирать, возвращаются ли мертвые, умрет ли он сам и его родители. Ответы должны быть краткими и правдивыми: когда человек умирает, тело не чувствует никакой боли; мертвые люди не возвращаются; умирать естественно, когда человек становится очень старым.

Говоря с детьми о смерти, лучше всего избегать эвфемизмов. Когда один родитель сказал дочери, что дедушка уснул вечным сном, девочка спросила, не забыл ли он захватить с собой пижаму. Она также боялась, что дедушка рассердится на нее за то, что она не пожелала ему спокойной ночи.

Когда родители сказали своему пятилетнему сыну, что «бабушка теперь на небе и превратилась в ангела», мальчик стал молить Бога, чтобы все остальные члены семьи тоже умерли и стали ангелами.

Когда ребенку просто и честно сообщают факты, сопровождая слова нежным объятием и любящим взглядом, он чувствует себя уверенно и спокойно. Такой подход эффективен только в том случае, если сами родители приняли реальность жизни и смерти. Во всех важных делах отношение к ребенку и к сути этих дел говорит красноречивее всяких слов.

Половое воспитание

Многие родители думают, что половое воспитание — это беседа. «Как-нибудь на днях» родитель берет с собой на прогулку подростка и сообщает ему «правду жизни». Мальчиков предупреждают об опасностях венерических заболеваний, а девочек стращают ужасами беременности. В действительности, однако, половое воспитание начинается намного раньше.

Родительская чувственность

Половое воспитание начинается с отношения родителей к их собственной чувственности. Нравится ли им вид, запах и ощущение собственного тела, или они находят его грубым и неэстетичным? Наслаждаются ли они видом обнаженных тел друг друга или закрывают глаза и стыдливо прикрываются одеждой? Не испытывают ли они отвращения к своему собственному полу или полу партнера, или они испытывают влечение к противоположному полу, им нравится собственный пол? Рассматривают ли они друг друга как бездушных потребителей или как волнующих кровь инициаторов взаимного наслаждения?

Какими бы ни были невысказанные чувства родителей, они неизбежно передаются детям, даже если родители говорят вслух только о птичках, пчелах и нарциссах. Именно

По этой причине очень трудно сказать родителям, что отвечать на вопросы детей о сексе. Для начала нужно разобраться в запутанных чувствах родителей и помочь им самим преодолеть тревоги и смущение, связанные с этим вопросом.

Оставьте комментарий