Обработка информации подростками

Этапы обработки информации Скорость обработки информации Мыслительные процессы более высокого порядка Решение проблем Роль знаний

Процесс

Девять элементов принятия решений Понимание эпистемологии Развитие мозга в подростковом периоде Оценка когнитивных способностей

Теории интеллекта

Тесты оценки интеллекта

Возрастные изменения

Факторы, влияющие на результаты тестов

Корректное и некорректное использование IQ-тестов

Тесты, оценивающие достижения

Тест оценки академических способностей (SAT)

Интересно узнать…

Почему подростки рискуют чаще, чем взрослые?

Чем память подростка лучше памяти ребенка?

Почему подростки думают быстрее, чем дети?

Как улучшаются рассуждения во время подросткового периода?

Как могут родители и учителя помочь подросткам научиться принимать правильные решения?

Почему подростки иногда скептически относятся к авторитету?

Какой наиболее зрелый способ видеть правду?

Почему подростки иногда бывают более эмоциональны, чем взрослые?

Что значит быть умным?

Насколько хорошо тесты, оценивающие IQ, измеряют интеллект?

В предыдущей главе мы обсуждали традиционные взгляды Пиаже на когнитивное развитие. В этой главе мы будем основываться на этом обсуждении и рассмотрим современные взгляды на когнитивное развитие. Многие из сегодняшних исследований, рассматривающие когнитивное развитие, основаны на информационно-ориентированном подходе, в рамках которого ученые изучают, как люди воспринимают информацию, концентрируют внимание, извлекают и выполняют операции с информацией (отсюда и название). Другие исследователи пытаются понять, как подростки рассуждают и принимают сложные решения. Кроме того, недавно появилась волна интереса к влиянию развития мозга на когнитивные способности подростков. Глава заканчивается параграфом об интеллекте и его оценке.

В общем, современные исследования отличаются от тех, которые проводил Пиаже, по нескольким важным параметрам. Во-первых, тогда как Пиаже был более заинтересован в составлении обзора когнитивного развития (общего описания интеллектуального прогресса по мере взросления), сегодня исследователи более сосредоточены на микроуровневом анализе процессов, лежащих в основе этих серьезных перемен. Они пошли по этому пути, поскольку механизмы, предложенные Пиаже, не в достаточной мере (чтобы удовлетворить запросы большинства психологов) объясняют серьезные интеллектуальные различия, наблюдаемые у индивидуумов на разных этапах в схеме Пиаже.

Информационно-ориентированный подход — подход в изучении когнитивных способностей, при котором акцент сделан на исследовании восприятия, внимания, а также воспроизведения и оперирования информацией.

Второй пункт, по которому сегодняшние исследователи не согласны с Пиаже, — это сама концепция этапов. Пиаже строго придерживался поэтапного подхода к когнитивному развитию, предлагая идею того, что индивидуумы растут постепенно. Согласно теории этапов, на протяжении некоторого времени индивидуумы быстро растут, затем их рост сильно замедляется, а достижения остаются на том же уровне. Большинство сегодняшних исследователей полагают, что перемены происходят более плавно и на протяжении более длительного периода времени. Также то, что выглядит как значительный прогресс, на самом деле является постепенным накапливанием более мелких достижений (рис. 7.1).

Время

Оставьте комментарий