Существует огромная разница между старым и новым подходом к дисциплине. В прошлом, приучая ребенка к дисциплине, родители прекращали нежелательные действия, не обращая внимания на причины, порождавшие нежелательные поступки. Ограничения накладывались во время жестокой ссоры, часто носили нелогичный характер, были непоследовательными и оскорбительными. Более того, дисциплинарные взыскания накладывались в моменты, когда ребенок был меньше всего способен слушать, а внушения произносились тоном, который мог побудить ребенка к усилению сопротивления. Чаще всего ребенок оставался с тяжелым впечатлением, что ругали не его неблаговидный поступок, а его самого как дурную личность.
Современный подход позволяет помочь ребенку сохранить свои чувства и исправить неверное поведение. Родители позволяют ребенку (с оговорками, которые обсуждаются ниже) высказывать все, что он чувствует, но ограничивают и направляют в другое русло его нежелательные возможные поступки. Ограничения накладываются так, чтобы сохранить самоуважение родителя и ребенка. Ограничения не должны быть произвольными и капризными, но воспитательными и способствующими формированию характера.
Ограничения надо накладывать без насилия и гнева. Негодование ребенка по поводу ограничений надо предвидеть и понимать их естественность; ребенка нельзя дополнительно наказывать за то, что ему не нравится наложенное запрещение.
Когда к дисциплине приучают таким образом, это может привести к самостоятельному (самопроизвольному) принятию ее ребенком из потребности изменить некоторые формы своего поведения. Тогда понятия родителей о дисциплине могут постепенно привести к формированию у ребенка самодисциплины. Идентифицируя себя с родителями, жизненными принципами и ценностями, ребенок строит для себя внутренние стандарты для управления своим поведением.