Ученики начальной школы умнее дошкольников потому, что они лучше понимают иерархические отношения, соотношение части и целого. Мысленно они могут расположить предметы по размеру: от маленького до большого. Также они могут размышлять о прошлом и делать заключения о прошлых событиях исходя из ситуации в настоящем. Наконец, они понимают, что не всякое изменение внешнего вида объекта является важным. Эти умения, взятые в совокупности, свидетельствуют об их более высоком уровне развития.
Важно помнить, что мышление ребенка по-прежнему связано с эмпирической реальностью (Piaget, 1967). Оно несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному (Elkind, 1970), но отправной точкой все же должна оставаться реальность, поскольку на стадии конкретных операций ребенок может рассуждать только о тех вещах, с которыми непосредственно лично сталкивался. Когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипотетического или противоречащего фактам предположения, то он испытывает затруднения. Элкинд отмечает также, что одна из сложностей, возникающих на этой стадии, заключается в том, что ребенок одновременно способен оперировать только двумя классами, отношениями или количественными показателями. Если в рассуждении более двух переменных, то ребенок запутывается. Способность одновременно учитывать более двух переменных появляется на стадии формальных операций, которая следует за этой стадией (Elkind, 1967).