IQ-тесты зачастую неплохо измеряют интеллектуальные способности, которые они должны оценивать: память, словарный запас, восприятие пространства и т. д. Если кто-либо получает хороший результат по тесту, то мы можем предположить, что у него (у нее) имеются соответствующие навыки. Тем не менее обратная ситуация не всегда означает то же: если у кого-то плохой результат по IQ-тесту, то, возможно, у него либо нее нет таких навыков или здесь могут сказываться другие факторы.
Наиболее широко применяемый способ измерения интеллекта — это шкала интеллекта Векслера для взрослых (WAIS-III), которая может применяться к людям от 16 лет и старше (Kaplan, and Saccuzzo, 2005). Младшим подросткам обычно предлагают шкалу интеллекта Векслера для детей (WISC-III). WAIS-III делит интеллект на две составляющие: вербальные навыки и практические/операциональные навыки. Семь тестов составляют вербальный интеллект: общее знание, понимание, арифметика, сходство, запоминание цифровых рядов, словарный запас и последовательности букв-цифр (см. табл. 7.1). На основании семи тестов: цифровые символы, дополнение картинок, составление рисунка с помощью кубиков, матрицы, поиск символов, составление последовательности картинок, составление объектов — определяются баллы за практические навыки (опять же см. табл. 7.1).
Таблица 7.1. Тесты по шкале интеллекта Векслера для взрослых
(WAIS-III)
Вербальные тесты |
Практические тесты |
Арифметика — выполнить математические вычисления |
Составление рисунков из кубиков — расставить окрашенные кубики, чтобы составить заданные фигуры |
Понимание — найти решение социальных и практических задач |
Цифровые символы — использовать подсказку, чтобы преобразовать символы в цифры |
Запоминание цифровых рядов — повторить набор цифр в прямом или обратном порядке |
Составление объектов — собрать мозаику |
Общее знание — ответить на вопросы, связанные с информацией общего характера и общеизвестными фактами |
Составить последовательность картинок — расставить ряд картинок, чтобы получился связный рассказ |
Сходство — использовать индуктивные навыки рассуждения (чем А похоже ка Б?) |
Дополнение картинок — найти недостающую часть картинки (например: собака без хвоста) |
Словарный запас — дать определения словам |
Поиск символов |
Последовательности букв-цифр — запомнить порядок представленных цифр и букв |
Матрицы — вставить пропущенный элемент символической последовательности |
Из работы: Aiken, L. R., (1991). Psyhological Testing, and Assessment. 7fh ed. Boston: Allyn, and Bacon, pp. 163-164.
Возрастные изменения
Хотя IQ может сильно изменяться в период с раннего детства до подросткового возраста (Schneider, Perner, Bullock, Stefa-nick, and Zeiglev,
1999), к тому времени, как люди достигают подросткового возраста, их уровень IQ обычно стабилизируется (Kaufman, and Lichtenbeger, 2002). Разницу в IQ детей и подростков можно объяснить большим опытом подростков, формирующимся окружающей средой. Например, если он (она) пережил значительный стресс (такой, который может быть вызван жизнью в бедности, продолжительной болезнью или смертью родителя либо родителями, которые постоянно ссорятся), ее (его) уровень IQ, скорее всего, со временем понизится (Gutman, Sameroff, and Cole, 2003). Это подтверждает то, что уровень IQ-продукт не только наследственности, но также и окружающей среды. Как прошлый опыт, так и непосредственные
Обстоятельства могут повлиять на результат IQ-теста.
Факторы, влияющие на результаты тестов
Одна из причин существования немалого количества различных тестов IQ и других способов оценки интеллекта заключается в том, что иногда сложно получить надежные результаты теста. Результаты могут варьироваться не только потому что интеллектуальные способности могут различаться, но также из-за факторов, влияющих на результаты тестов (Richardson, 2002). Одним из наиболее важных факторов является тревожность по поводу результатов теста. Волнующиеся подростки хуже справляются с тестами, чем те, у которых большая эмоциональная уверенность (Zeidner, 1995).
Мотивация также оказывает важное влияние на результаты тестов (Wentzel, 1996). В обычных ситуациях умный школьник, но имеющий слабую мотивацию к написанию теста, не сможет проявить все свои способности и напишет тест хуже, чем мог бы (Goff, and Ackerman, 1997). Также тесты не лишены культурных предубеждений. Тесты для определения IQ изначально были разработаны для измерения врожденных общих интеллектуальных способностей, не зависящих от влияния окружающей среды. Но исследование на протяжении длительного периода показало, что социокультурные факторы оказывают большое влияние на результат тестов (Richardson, 2002). Язык, картинки, примеры и абстракции в тестах разработаны для определения интеллекта согласно стандартам, рассчитанным на средний класс. Например, некоторые вопросы в IQ-тестах основаны на «базовых» знаниях, информации, больше доступной детям из среднего класса, которые читали книги и у чьих родителей обширный активный словарный запас (Martinez, 2000). Многие подростки из семей с низким социоэкономическим статусом растут в мире, где слова используются совсем по-другому, поэтому понимание выражений для среднего класса во время тестов на интеллект затруднено. В итоге некоторые подростки показывают плохие результаты не потому, что они менее умные, но потому, что они не понимают язык, который отличается от языка их окружения и их опыта (Berry, and Bennett, 1992; Berry, Poortinga, Segal, and Dasen, 1992).
ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Интеллектуально разные подростки
Примерно 95 % населения имеют результаты по IQ-тесту от 70 до 130 баллов. Остальные 5 % равномерно распределяются между нижней и верхней границами, таким образом, у 2,5 % IQ выше 130, и у 2,5 % IQ ниже 70 баллов. Те, у кого IQ выше 130, считаются одаренными, тогда как те, у кого самый маленький балл, считаются умственно отсталыми. Подростковый возраст может быть особенно сложным периодом для человека из любой из этих двух групп.
Подростки с ограниченными когнитивными способностями подвергаются повышенному давлению в подростковом периоде. Для них учеба в школе очень трудна, так как они отстают от своих сверстников больше, чем в прошлом. Такие школьники остаются на дооперациональной стадии либо на стадии конкретных операций, в то время как их одноклассники уже перешли на стадию формальных операций. У школьников с когнитивными ограничениями также низкая самооценка, и они чувствуют, что не могут контролировать собственную жизнь так, как могут интеллектуально нормальные подростки (Wehmeyer, and Palmer, 1997). Умственно отсталые подростки, которых интегрировали в школы для обычных подростков (т. е. не в специализированные), более довольны своей общественной жизнью, чем умственно отсталые дети в отдельных специальных школах (Heiman, 2000), но они все еще не настолько принимаются
Обществом, насколько принимаются обычные подростки (Freeman, and Alkin, 2000). Умственно отсталых индивидуумов иногда избегают их старые друзья, которые из-за неуверенности в подростковом периоде начали беспокоиться о том, как дружба с умственно отсталым повлияет на их собственное положение в обществе.
Сексуальность — это еще одна проблема, с которой сталкиваются подростки с когнитивными ограничениями и которая влияет на них в еще большей мере, чем на обычных подростков. Многие взрослые рассматривают умственно отсталых людей как вечных детей и считают их асексуальными. Из-за этого ошибочного предположения родители и учителя редко обсуждают вопросы, связанные с половым созреванием и сексуальностью, с отсталыми подростками. Не наученные тому, как правильно относиться к своим сексуальным чувствам, а также приученные делать то, что им скажут другие, умственно отсталые подростки особенно подвержены сексуальной эксплуатации.
Хотя проблемы, с которыми сталкиваются одаренные подростки, менее серьезные, чем те, с которыми сталкиваются люди с умственными затруднениями, они имеют одни и те же корни: стереотипы, созданные людьми, и желание быть как все и не выделяться. Существует широко распространенное предубеждение, что одаренные подростки во всем стараются быть совершенными, они зациклены на своих достижениях и являются любимчиками преподавателей. На самом же деле одаренные подростки во многом схожи с интеллектуально типичными подростками (Garland, and Zigler, 1999; Nail, and Evans, 1997), и не более склонны к совершенству, чем остальные (Lo Cicero, and Ashby,2000). Одаренные школьники также сталкиваются с тем, что другие школьники пытаются воспользоваться
Ими, желая списать домашнее задание, и что учителя в классе их игнорируют (Moulton, Moulton, Housewright, and Bailey, 1998).
Желание быть как все вынуждает некоторых одаренных подростков скрывать свои таланты и не участвовать в мероприятиях, в которых они могли бы преуспеть (Patrick, Rayan, Alfeld-Liro, Fredricks, Hruda, and Eccles, 1999).
У всех подростков есть огромная потребность нравиться и находить понимание со стороны сверстников и взрослых, которые им небезразличны. Тем, кто отличается интеллектом, этого добиться сложнее. Когда важно быть как все, любые различия могут вызвать проблемы.
Попытки создать тесты, не зависящие от культуры, не принесли успеха. Общий подход заключался в том, чтобы использовать язык, известный определенному меньшинству, для которого разрабатывался тест, либо сделать тест полностью неязыковым. Самый известный пример такого теста называется «Прогрессивные матрицы Равена» («Raven Progressive Matrix Test»), или RPM. Этот тест состоит из нескольких рядов символов, в то время как самый нижний правый символ пропущен. Задача тестируемого заключается в том, чтобы выбрать символ для заполнения данного ряда таким образом, чтобы в дополненном ряду все символы соответствовали друг другу. Хотя предполагалось, что его невербальный характер станет залогом того, что тест будет культурно немаркированным, многие исследователи сегодня не согласны с тем, что это так. Карпентер, Джаст и Шелл (Carpenter, Just, and Shell, 1990), например, пришли к выводу что хотя сами символы культурно нейтральные, операции, которые необходимо совершить для получения правильного ответа, такими не являются. Люди, которые имеют общее представление о чтении слева направо (а не сверху вниз или справа налево), вычитании и сложении и других математических понятиях, сочтут данные задачи намного более простыми, чем те, кто с этими понятиями не знаком. В общем-то, данные тесты не стали особо удачными.
Уровень тревожности и мотивации — это факторы, которые влияют на результаты тестов. Также на них влияют культурные особенности, так как культурные стандарты и язык тестов больше рассчитаны на учеников среднего класса, не относящихся к меньшинствам
Относительно новый подход называется динамическое, тестирование (Lidz, 2001). Он основывается на подходе Выготского к интеллекту и определяет способность улучшать выполнение задания, опираясь на социальное взаимодействие. Сначала детей тестируют на предмет выполнения
Какой-либо задачи, затем их как можно лучше обучают выполнять данное задание и в конце их снова просят выполнить данное задание самостоятельно. Динамическое тестирование отличается от традиционного тестирования, направленного на оценку интеллекта тем, что ребенок рассматривается как личность, а не оценивается одним и тем же для всех методом, а также тем, что ребенку сообщают о том, как он справился с заданием. Исследователи, которые используют оценки динамических тестов, обнаружили, что результаты тестов могут хорошо определять, насколько успешно дети смогут учиться в школе (Sternberg, and Grigorenko, 2002).
Корректное и некорректное использование IQ-тестов
Нужно быть крайне осторожными при интерпретации IQ-тестов. Во-первых, как уже было сказано выше, результат теста в лучшем случае характеризует сиюминутные способности человека в определенный промежуток времени. Если вам когда-либо приходилось сдавать экзамен, когда вы были уставшими, без настроения или плохо себя чувствовали, тогда вы знаете, что люди не всегда показывают наилучшие результаты, на которые они способны. Во-вторых, даже если результат человека является точным отражением того, насколько хорошо он/она могут справиться сданным тестом, он может отражать не его/ее интеллект как таковой, а его/ее взгляды или определять то окружение, в котором он/она живет. Как вы считаете, как бы изменился результат вашего теста, если бы вам дали IQ-тест на языке, которым вы владеете не в совершенстве либо который содержал бы вопросы о культуре, с которой вы не знакомы? Понятно, что результат такого теста был бы хуже, чем если бы вы выполняли тест, который лучше отражает ваше собственное происхождение.
В то же время тестам на оценку IQ можно найти достойное применение. Фактически у подростка, у которого плохой результат по IQ-тесту, возможно,
Есть какая-то проблема, которая не позволяет ему (ей) хорошо учиться. Какой бы ни была данная проблема: тревожность из-за личных проблем, либо отсутствие мотивации, либо происхождение подростка не позволило ему получить необходимые знания, либо низкий интеллект, — важно ее установить, чтобы можно было обеспечить получение данным подростком необходимых ему услуг. Таким образом, IQ-тесты могут служить своеобразным методом скрининга, чтобы привлечь внимание к проблемным подросткам.
Вдобавок IQ-тесты на самом деле могут определить — даже если эти способы косвенные и причинно не зависимы от интеллекта — различные важные аспекты ситуации, в которой находится человек. Например, IQ-тесты на самом деле в какой-то степени определяют популярность подростка среди сверстников (Scarr, 1997). И, как некоторые считают, уровень IQ действительно говорит о чьих-либо успехах в школе (Brody 1997). Большей частью из-за этого IQ также может предугадать успешность вхождения на рынок труда и профессиональный статус (Neisseretal., 1997). Тем не менее он не может предугадать, насколько успешно человек сможет работать на конкретном рабочем месте (Wagner, 1997), поскольку есть и другие факторы, такие как рабочая этика и мотивация, которые немало влияют на успешность в работе.
Тесты оценки достижений
Тесты оценки достижений были разработаны для того, чтобы оценить, насколько хорошо кто-либо усвоил определенный набор знаний либо навыков. Большинство из тестов, которые вы сдавали в начальной и средней школе, — это тесты на оценку достижений. Тесты в колледже также будут тестами на оценку достижений. Например, экзамены в определенную сессию либо государственные экзамены призваны оценить, изучили ли вы материал курса (хотя, если в них нужно сделать выводы по темам, не относящимся к пройденному материалу, они также могут проверять интеллект). Обязательные тесты для проверки знаний, которые сегодня дают американским школьникам являются примером тестов на успеваемость, так же как и профильные тесты SAT по биологии, литературе и т. д. Тест ACT (см. «Последние исследования») также изначально должен был стать тестом на оценку достижений, но, так же как и SAT, он включает в себя как задания на оценку достижений, так и на проверку способностей.
Тест, направленный на определение академических способностей (SAT)
Одним из наиболее широко используемых тестов в Соединенных Штатах является SAT. Раньше он назывался «Тест определения академических способностей» (Scholastic Assessment Test), а перед этим «Тест определения академических способностей» (Scholastic Aptitude Test). Сегодня он называется «Тест оценки академического мышления» (Scholastic Reasoning Test), но аббревиатура SAT все еще применяется, хотя и является уже не совсем корректной. SAT используется большинством колледжей в качестве основания для зачисления. Примерно 1,3 млн выпускников школ сдавали
Этот тест В 2002 г.
Начиная с марта 2000 г. SAT был значительно изменен. Ранее экзамен состоял из раздела по математике и вербального раздела. Весь тест занимал 2,5 часа, а максимально можно было получить за него 1600 баллов (по 8оо за каждый раздел). Самое значительное изменение касается включения письменного раздела (как с заданиями на множественный выбор, так и эссе), который во многом основывается на старом «Письменном тесте по предметам SAT II» (SAT II Writing Subject Test). Также задания, оценивающие способность к аналогии были изъяты из вербального раздела (сейчас раздел называется «анализирующее чтение»), а в математический раздел было добавлено несколько заданий, требующих знания школьной алгебры (Algebra II), а задания, в которых школьники должны выполнить количественные сравнения (определить, какая из двух формул дает наибольшее значение, либо указать, что на вопрос нельзя ответить), были опущены. Максимально возможное количество баллов, которые сегодня можно получить за тест, — 2400 (по 8оо за каждый из трех разделов).
Общее количество баллов за вербальный и математический разделы часто не только является основанием для поступления в колледж, но и основанием для получения стипендий и финансовой помощи. Служба образовательного тестирования (ETS), которая разрабатывает SAT, заявляет: было доказано, что в сочетании со школьными оценками SAT является лучшим методом предсказания успеваемости первокурсника по сравнению со всеми остальными. Тем не менее многие протестуют против использования или некорректного использования данного теста (Lemann, 2000).
Ежегодный семейный доход
Рис. 7.5. Соотношение между ежегодным доходом семьи и результатами SAT. Данные Комиссии по вступительным экзаменам в колледжи (2003)
ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Программа оценки «Тестирование для американских колледжей»
Программа оценки «Тестирование для американских колледжей» (American College Testing — ACT) — это второй наиболее часто используемый тест для поступления в колледжи, проводимый среди более 2 млн школьников каждый год. Он состоит из трех частей: l) академические тесты; 2) раздел сведений о студенте (SPS); 3) вопросник интересов ACT. Академические тесты включают в себя тесты по английскому языку, математике, чтению и тест по естественным наукам.
Раздел сведений о студенте — это список из 192 вопросов, который включает в себя вопросы, касающиеся биографии, достижений в школе, а также план обучения и план неучебных мероприятий в колледже. UNIACT — это исследование на предмет профессиональных предпочтений студентов.
Академические тесты ACT оцениваются по шкале от 1 до 36, потом выводится средняя оценка, которая и составляет общую оценку ACT. Средняя общая оценка в 2005 г. составила 20,9 (ACT, 2006). Раздел SPS оказался эффективным. Последующее его исследование показало, что 69-70 % школьников выбрали в разделе именно те основные предметы, которые они потом и изучали на первом курсе (Laing,
Valiga, and Eberly, 1986).
Есть две важнейшие причины недовольства этим тестом. Во-первых, тест не является независимым относительно расовой или этничности принадлежности, социоэкономического статуса и пола (например, Fridl, 2003). Американцы азиатского происхождения значительно лучше справляются с тестом, чем белокожие американцы, и обе эти группы показывают лучшие результаты, чем афроамериканцы и латиноамериканцы. Вдобавок у юношей результаты как по вербальному разделу, так и по разделу с вычислениями лучше, чем у девушек (Jackson, and Rushton, 2006). Как показано на рис. 7.5, результаты теста SAT выше у тех, кто относятся к более высокому социоэкономическому классу (College Board, 2003).
Второй главнейший недостаток касается утверждения, что тест оценивает базовые навыки, которые приобретаются на протяжении всего обучения в школе, поэтому к нему нельзя подготовиться в последний момент и репетиторы тупг тоже мало чем смогут помочь. Исследование, проведенное Бюро по защите потребителей Федеральной торговой комиссии, показало,
Что специальная подготовка может улучшить результаты SAT в среднем на 25 баллов. Более 8о специальных подготовительных школ по всей Америке занимались с 30 тыс. школьников в течение одного года на10-недельных курсах и улучшили результаты по SAT в среднем на 25 баллов. Данные школы утверждают, что в индивидуальном порядке они могут улучшить результат на юо баллов. В противовес этому исследование, спонсированное Советом колледжей, головной организацией SAT, установило, что школьники, которые проходили специальную подготовку, способны показать всего лишь чуть лучшие результаты, чем те, которые не проходили специальную подготовку (Powers, and Rock, 1999). Тем не менее представляется очевидным, что повторение математических формул, которые были забыты, либо ознакомление с инструкциями для выполнения теста, на который отводится определенное время, вне зависимости от того, занимается ли человек на курсах или сам, должно хоть как-то повлиять на результаты.
SAT измеряет как сообразительность, так и успеваемость. В принципе, любой тест на время оценивает быстроту мышления (сообразительность).
Школьник должен овладеть особыми математическими правилами, чтобы хорошо решить задания из раздела с вычислениями, а также особой лексикой, чтобы хорошо выполнить задания из вербального раздела (успеваемость). В то время как сообразительности нельзя научить, получение определенных навыков, касающихся того, как сдавать тест, может помочь кому-либо улучшить результаты по тестам на сообразительность. Успеваемость, конечно же, можно повысить при помощи репетитора.
Если специальные дополнительные занятия могут повысить результат школьника, тогда можно ли относиться к SAT как к тесту, который является основным показателем академической способности? Должно ли зачисление в колледж частично зависеть от навыков, приобретенных теми, кто может позволить себе дополнительные курсы по подготовке? Для полной справедливости Совет колледжей по вступительным экзаменам на протяжении уже долгого времени предупреждает, чтобы приемные комиссии не основывались только лишь на результатах SAT. Сама служба образовательного тестирования заявляет, что результаты человека могут меняться в пределах 30-35 баллов (общий разброс в 60-70 баллов). По этой причине большинство учебных учреждений также полагаются, иногда даже в большей степени, на эссе, интервью и другие процедуры для зачисления (Laird, 2005). Вдобавок все большее и большее количество колледжей и университетов делают сдачу SAT выборочной, а не обязательной, а в 2001 г. Ричард Аткинсон, ректор Калифорнийского университета, убеждал, что необходимо всем исключить SAT в качестве требования при приеме в колледж (Atkinson, 2001).