Новый подход: разное отношение к чувствам и действиям

Краеугольным камнем нового подхода к дисциплине является различие между желаниями и реальными поступками. Мы устанавливаем допустимые пределы поступков, но ничем не ограничиваем желания.

Главная дисциплинарная проблема состоит из двух частей: злого чувства и злого поступка. Чувства следует идентифицировать и выразить; действия могут быть ограничены и направлены в другое русло. Иногда идентификация чувств ребенка сама по себе оказывается достаточной, чтобы разрядить обстановку.

Мать. Кажется, сегодня ты очень зол.

С ы н. Да, так и есть.

Мать. Кажется, ты просто кипишь от злости.

С ы н. Ты попала в самую точку!

Мать. Ина кого ты злишься?

С ы н. На тебя.

Мать. Расскажи мне, за что.

С ы н. Ты не взяла меня на стадион, а Стива взяла.

Мать. Из-за этого ты и рассердился. Могу поручиться, что ты сказал себе: «Она любит его больше, чем меня».

С ы н. Да.

Мать. Тыи правда иногда так думаешь?

С ы н. Да, это бывает.

Мать. Знаешь, дорогой, когда ты начинаешь так думать, приходи сразу ко мне и все рассказывай.

В других обстоятельствах приходится накладывать ограничения на реальные поступки.

Четырехлетний Сэм хочет отрезать кошке хвост, чтобы посмотреть его устройство. Мать одобряет его «научные» устремления, но без обиняков ограничивает его в действиях.

«Я понимаю, что ты хочешь посмотреть, что у кошки внутри. Но ее хвост останется на месте. Давай лучше поищем картинку, где нарисовано, что у кошки внутри».

Когда мать обнаружила, что ее пятилетний Тед малюет картинки на стене гостиной, ее первым желанием было хорошенько его отшлепать. Но, увидев, как мальчик испугался, она не смогла ударить его, а вместо этого сказала: «На стенах рисовать нельзя, для этого существует бумага. Вот тебе три чистых листа». После этого мать начала мыть стены; Тед был поражен ее поведением и сказал: «Как я люблю тебя, мамочка». Для контраста сравните это со сценой, которая могла произойти в таких обстоятельствах в любой другой семье:

«Что ты делаешь? Ты нездоров? Разве ты не знаешь, что нельзя пачкать стены? Противный ребенок, я уже не знаю, что с тобой делать. Подожди, придет папа, я все расскажу ему, и он тебе задаст».

Оставьте комментарий