Нестандартный ребенок

Когда у маленького ребенка часто проявляется неадекватное поведение, показана консультация специалиста, чтобы определить, имеет ли в данном случае место тяжелое душевное расстройство. При крайней выраженности расстройства ребенок разительно отличается от других детей. Он отчужден и замкнут, выглядит незнакомцем в собственном доме. Он ни к кому не обращается и не отвечает, когда к нему обращаются другие. Он с полнейшим равнодушием относится как к дружескому расположению, так и к злости. Ничто не меняется в его реакциях: нет никакого намека на интерес, улыбки радости, никаких признаков печали.

Если уходит мать, ребенком овладевает апатия, он пассивно идет вслед за любым человеком, который берет его за руку. Или, напротив, он может в панике уцепиться за подол матери, словно предстоит вечная разлука. Здоровые дети тоже плачут при расставании с матерью, но быстро успокаиваются, когда их приласкают и уверят в том, что мама скоро придет. Плач и переживания нестандартного ребенка нельзя успокоить или изменить никакими способами.

Нестандартный ребенок, кажется, не обращает никакого внимания на окружающий его мир. Он может долго оставаться неподвижным в одном положении или может долго раскачиваться из стороны в сторону. Главное, что его интересует, это его собственное тело. Показывая полное пренебрежение к цивилизованным правилам, он может открыто мастурбировать, мочиться при людях или без смущения наложить в штаны. Он не делает разницы между съедобными и несъедобными предметами; он жует все. Он может глотать песок, есть глину или набивать рот всяким мусором. Здоровые дети тоже иногда экспериментируют с мелом или грязью, но не упорствуют в этом.

Атипичный ребенок может в течение нескольких часов выполнять одно и то же действие. Он может часами крутить нитку, открывать и закрывать ящик стола, крутить волосы или ковырять пальцем в трещине стены. С монотонностью зачарованного человека такой ребенок бесконечно вращает колесо, щелкает выключателем или вращает туда-сюда дверную ручку. Он любит играть в кубики и мозаику, стремясь к тому, чтобы эти элементы были всегда выстроены в одной и той же форме или последовательности.

Он обладает необычной памятью в отношении вида, числа и расположения игрушек в его комнате и страшно расстраивается, если этот порядок нарушается или ломаются игрушки. Слезы и переживания стихают сразу, как только восстанавливается привычное положение вещей.

Нетипичный ребенок может давать странную реакцию на физическую боль. Он может наносить себе серьезные травмы, не произнося ни одной жалобы. Он может изо всех сил биться головой о стенку, зажимать пальцы дверью, сидеть на горячей батарее парового отопления или специально до крови порезать руку. Единственной реакцией на эту боль может быть глупая улыбка и бессмысленный смех. Всякие попытки выразить сочувствие остаются при этом незамеченными.

Даже если ребенок научится говорить, он не проявляет интереса к общению. Если он говорит, то использует фразы, не подходящие к ситуации. Когда такому ребенку задают прямой вопрос, он может, как попугай, ответить повторением вопроса. Иногда такой ребенок вообще не обретает способности к членораздельной речи, оставаясь безучастным ко всем попыткам побудить его говорить.

Оставьте комментарий