Традиционные подходы к когнитивному развитию подростков

Стадии когнитивного развития Пиаже

Сенсомоторная стадия Дооперациональная стадия Стадия конкретных операций Стадия формальных операций

Влияние мышления подростков на личность и поведение

Идеализм

Долговременные ценности

Лицемерие

Псевдоглупость

Эгоцентризм

Интроспекция

Я-концепция

Критика теории Пиаже

Критика двух первых стадий Пиаже

Возраст и развитие

Постоянство

Что следует за стадией формальных операций?

Культура и окружение Мотивация и реакции

Что нам дает стадия формальных операций?

Интересно узнать…

Могут ли думать младенцы?

Почему дошкольники кажутся такими эгоистичными?

Почему ученики начальной школы умнее, чем дошкольники?

Почему подростков иногда называют «юными учеными»?

Почему подростки часто придерживаются экстремистских политических взглядов?

Почему подростки часто говорят одно, а делают другое?

Почему подростки так застенчивы?

Действительно ли взрослые умнее подростков, или они просто больше знают?

Как развивать высшие мыслительные процессы у подростков?

Английское слово cognition буквально означает «акт познания, восприятия». Так что, изучая этот аспект развития подростков, мы рассмотрим процессы расширения их знаний, увидим, как постепенно возрастает их способность понимать, мыслить и воспринимать, а также применять знания и способности при решении практических задач повседневной жизни.

Существуют три основных подхода к изучению познания. Во-первых, это концепция Пиаже, главным предметом которой являются качественные изменения в процессе мышления подростков. Во-вторых, это информационно-процессуальный подход, исследующий последовательность шагов, действий и операций при получении, восприятии, запоминании, обдумывании и использовании информации. В-третьих, существует психометрический метод, используемый для оценки количественных изменений в интеллекте подростка.

Настоящая глава целиком посвящена концепции Пиаже наряду с взглядами Дэвида Элкинда, исследователя, который обсуждал, каким образом когнитивное развитие подростков влияет на формирование их личностей. Обсуждение информационно-процессуального и психометрического подходов будет проведено в главе 7.

Различия в стадиях прежде всего связаны с тем:

1) что человек может думать о чем-либо;

2) насколько его мышление гибко;

3) насколько он может использовать логику.

На сенсомоторной стадии индивидуум не может думать, не совершая соответствующего действия: думать означает двигаться. Отсюда мысли достаточно гибкие и ребенок не использует логику. На дооперациональной стадии ребенок может рассуждать мысленно; ему не нужно двигаться, чтобы воображать или размышлять. Это мышление, однако, является дооперациональным, поскольку у ребенка отсутствуют умственные операции, необходимые для гибкого мышления. Его (ее) логика неадекватна и ведет к ошибочным выводам. Когда ребенок входит в стадию конкретных операций, эти ментальные операции имеют место. Но, как говорит название стадии, ребенок может использовать эти умственные операции, только когда думает о реальных, конкретных объектах и актуальном поведении. Эти его мысли гибкие и логичные. Наконец, с началом стадии конкретных операций индивидуум может думать абстрактно и гипотетично. Он или она могут объяснять и делать логические заключения даже о таких вещах, относительно которых у них нет собственного опыта.

ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ…

Могут ли думать младенцы?

Младенцы не могут думать так, как это делаете вы или я. Их мышление ограничено ощущениями, которые они испытывают, и движениями, которые они совершают, а также взаимосвязями между первым и вторым. Младенцы сосредоточены на своей потребности

Узнать границы своего тела и на том, как они могут влиять на окружающий их мир.

Давайте рассмотрим каждую из четырех стадий более подробно.

Сенсомоторная стадия

На сенсомоторной стадии научение заключается в освоении последовательности сенсомоторных действий. По мере того как ребенок с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха и обоняния вступает в контакт с вещами, обладающими различными свойствами и по-разному связанными с другими предметами, центр мира для него перемещается с него самого и его собственного тела на другие объекты. Ребенка интересует самая простая моторная деятельность: например, взять предмет в руки, откинуться на подушку, дунуть. Мышление, если оно вообще имеет место на данной стадии, выступает в роли непосредственного связующего звена между ребенком и материальным миром, с помощью которого формируются реакции на поступающие из внешнего мира раздражители. Тем не менее на последнем этапе этого периода происходит переход к символической игре, имитации и представлению объектов. Элкинд называет главную познавательную задачу этого периода покорением предмета (Elkind, 1967).

Дооперациональная стадия

Дооперационалъная стадия — это период обретения речи, когда ребенок учится общаться с миром не только с помощью двигательной активности и прямого взаимодействия с окружающей средой, но и манипулируя символами. Начинается символическая игра, или интернализированная (направленная вовнутрь) имитация. Элкинд (Elkind, 1967) назвал главной задачей дооперациональной стадии покорение символа.

На этом этапе дети не пользуются индуктивным или дедуктивным мышлением в чистом виде, а скорее применяют трансдукгугивные рассуждения. Это означает, что в своих рассуждениях ребенок переходит от частного к частному, а не от частного к общему (индукция)и не от общего к частному (дедукция). Трансдуктивное мышление ищет причины и следствия там, где их нет. Например, 4-летняя девочка встречает нищего мужчину с бородой. Она может предположить, что все мужчины с бородами являются нищими. Она потом может забеспокоиться, если ее отец скажет, что планирует отпустить бороду, поскольку такое действие сделает его нищим. Подобным образом маленький мальчик может заметить, что у него заболело горло, когда он расчесывал волосы. Он может предположить, что это расчесывание волос вызвало болезнь.

Оставьте комментарий