Любовь — одинаковая или уникальная? Качество или равенство?

Тот, кто хочет быть безукоризненно честным с каждым ребенком, кончает тем, что приходит в ярость по отношению ко всем. Если мать не может дать большего яблока одному из детей или крепче обнять его, чтобы не обидеть остальных, то жизнь превращается в подлинный ад и становится невыносимой. Усилия, направленные на измерение эмоциональных и материальных даров, могут измотать и разозлить любого человека. Дети не стремятся к равным долям любви; они хотят, чтобы их любили неповторимо, а не одинаково с другими.

Мы не любим всех наших детей одинаково, и нет нужды притворяться, что это не так. Любовь к каждому ребенку неповторима, и мы не должны это скрывать. Чем более бдительными мы становимся, боясь нарушить равенство и проявить дискриминацию, тем более бдительным становится каждый ребенок, подмечая моменты малейшего неравенства. Неосознанно и непреднамеренно мы оказываемся в положении обороняющегося перед детским боевым кличем: «Нечестно!»

Давайте не будем поддаваться детской пропаганде, не будем искать оправдания, отстаивать свою невиновность или опровергать детские обвинения. Давайте противостоять искушению и не объяснять положение вещей или защищать свою позицию. Не дадим втянуть себя в бесконечные споры о честности или нечестности наших решений. И сверх всего, давайте не втягиваться в расчеты и деление на порции нашей любви, оправдываясь честностью и справедливостью.

Давайте показывать каждому ребенку уникальность нашего отношения к нему, а не честность или одинаковость этого отношения.

Когда мы проводим несколько минут или несколько часов с одним из наших детей, то нужно быть с ним полностью, без остатка. На это время пусть мальчик почувствует, что он наш единственный сын, а девочка почувствует, что она наша единственная дочь. Когда мы выходим на улицу с одним из наших детей, давайте не будем думать о других; не будем говорить о них или покупать им подарки. Чтобы этот момент близости стал памятным, наше внимание должно быть в такие моменты нераздельным.

Источники детской тревожности

Все родители знают, что дети часто страдают страхами и тревожностью. Но не все родители знают, откуда берется эта тревожность. Родители часто спрашивают: «Откуда берется страх у моего ребенка? У него нет причин чего-либо бояться». Один отец зашел так далеко, что сказал своему охваченному тревогой сыну: «Прекрати нести чушь, ты же знаешь, что совершенно счастлив».

Видимо, будет полезно описать некоторые источники тревожности у детей и предложить некоторые способы борьбы с ней.

Тревожность как следствие страха быть брошенным

Самый большой страх, который может испытать ребенок, — это страх лишиться родительской любви, страх того, что родители его бросят. Джон Стейнбек очень выразительно описал этот страх в своем романе «К востоку от рая»: «Самый большой ужас, какой может испытать ребенок, это ужас от мысли, что его могут не любить, а отверженность — это ад, которого он страшится больше всего на свете. Вслед за отверженностью является злоба, а с ней приходит стремление к какому-то преступлению, выступающему в виде мщения. Один ребенок, лишенный любви, которой он жаждет, бьет ногой кошку и держит в тайне этот проступок. Другой ворует деньги, думая, что они принесут ему любовь. Третий покоряет мир; во всех этих случаях их гложет вина, которую вытесняют мщением, влекущим за собой еще большее чувство вины».

Ребенок никогда не должен испытывать угрозу того, что его бросят. Ни в шутку, ни в запальчивости не должен родитель грозить ребенку тем, что оставит его одного. Часто можно слышать, как отчаявшаяся мать кричит на улице или в супермаркете своему закопавшемуся ребенку: «Если ты сейчас же не двинешься с места, я оставлю тебя здесь!» Такое заявление мгновенно пробудит всегда дремлющий в душе ребенка страх, что его бросят. Эта угроза раздувает пламя фантазий, рисующих в мозгу ребенка страшную картину одиночества в этом мире. Если дитя по каким-то причинам не хочет идти, то лучше силой потащить его за руку, чем грозить оставить одного.

Некоторые дети пугаются, не застав маму дома по возвращении из школы. Мгновенно просыпается дремавший до того страх быть покинутым. Как я уже упоминал, в таких случаях бывает полезно оставлять на столе записку о местопребывании матери или записать сообщение на магнитофон. Записанные на пленку сообщения особенно полезны для маленьких детей. Спокойный голос родителя и слова любви помогают малышу перенести временную разлуку без излишней тревожности.

Если жизненные обстоятельства заставляют нас надолго разлучаться с детьми, то к такой разлуке их надо подготовить заранее. Некоторым родителям бывает трудно признаться маленьким детям, что они уходят на операцию, уезжают в отпуск или едут в служебную командировку. Боясь реакции детей, они уходят из дома ночью, когда ребенок спит, или когда он находится в школе, а положение ему объясняет оставленный с ним родственник или няня.

Мать трехлетних двойняшек должна лечь в больницу на операцию. Обстановка в доме была напряженной и нервной, но детям ничего не сказали. В день госпитализации мать взяла с собой сумку и сказала, что идет в супермаркет. Она ушла из дома и вернулась только через три недели.

На все это время дети совершенно потеряли присутствие духа. Никакие объяснения отца не могли их утешить. Каждый вечер, ложась спать, они плакали. Весь день они проводили у окна, ожидая возвращения мамы.

Дети легче переносят стресс разлуки, если подготовлены к ней предыдущим опытом. Подготовка предусматривает нечто большее, чем обычное словесное объяснение. Она требует общения с ребенком на знакомом ему языке игрушек и игр.

За две недели до своего ухода в больницу мать сказала об этом надвигавшемся событии трехлетней дочери Иветте. Иветта проявила к этому сообщению мало интереса, но мать не дала себя обмануть этим отсутствием любопытства со стороны дочери и предложила ей поиграть в уход в больницу. Мать сказала: «Давай поиграем в игру «Мама уходит в больницу». Она специально для этого купила набор кукол, которые должны были изображать членов семьи, врача и медицинскую сестру. Манипулируя игрушками и

Разговаривая от их имени, мать начала игру.

«Мама идет в больницу, чтобы поправиться. Мамы не будет дома. Иветта спрашивает: «Где мама? Где мама?» Но мамы нет дома. Ее нет на кухне, ее нет в спальне, ее нет и в гостиной. Мама в больнице, у доктора, она хочет поправиться. Иветта плачет: «Я хочу к мамочке. Я хочу к мамочке». Но мама в больнице, она поправляется. Мамочка любит Иветту и скучает по ней. Иветта тоже скучает по маме. Потом мама возвращается домой, и Иветта очень радуется».

Мать и дочь много раз разыгрывали драму разлуки и воссоединения. Сначала мать говорила за всех персонажей, потом эту роль постепенно взяла на себя дочка. Играя разными куклами, она просила доктора и медсестру хорошо заботиться о мамочке и поскорее отпустить ее домой.

Перед самым уходом мамы в больницу Иветта попросила ее еще раз повторить игру. Иветта сама сыграла всю «пьесу» и уверенно закончила представление: «Не волнуйся, мамочка. Я буду дома, когда ты вернешься».

Перед тем как уйти, мать сделала еще несколько полезных приготовлений. Она познакомила Иветту с новой домработницей, поставила на ночной столик дочери большую фотографию, на которой она была снята с дочерью, оставила нежное послание, записанное на портативный магнитофон. В моменты неизбежного одиночества изображение мамы и ее нежный голос внушали Иветте уверенность в близости материнской любви.

Оставьте комментарий