Желаемые цели и повседневная практика

Ответственность ребенка начинается с отношений и воспитательных навыков родителей. Отношение включает в себя сознательное желание позволить детям испытывать все их чувства; навык же заключается в способности показать ребенку, как справляться с чувствами и эмоциями.

Необходимость соответствовать этим двум требованиям одновременно влечет за собой самые значительные трудности. Наши родители и учителя не слишком адекватно подготовили нас самих к управлению эмоциями. Да они и сами не знали, как справляться с сильными чувствами. Сталкиваясь с вихрем детских эмоций, они пытались отрицать, обезличивать, подавлять или приукрашивать их. Для этого воспитатели употребляли бесполезные, но очень удачные, как им казалось, фразы.

Отрицание. На самом деле ты вовсе так не думаешь. Мы же знаем, как сильно ты любишь своего младшего братика.

Обезличивание. Это говоришь не ты. Должно быть, в тебя вселился какой-то бес, который заставляет тебя говорить такие ужасные вещи.

Подавление. Если ты еще раз скажешь слово «ненавижу», я задам тебе такую трепку, что на всю жизнь запомнишь.

Приукрашивание. На самом деле ты не ненавидишь своего братика. Может быть, он просто тебе не нравится. Ты должен быть выше такого чувства, как ненависть.

Авторы таких утверждений игнорируют тот факт, что сильные эмоции, как реки, нельзя остановить, их можно лишь направить в другое русло. Вышедшую из берегов Мисси сипи нельзя вернуть в берега отрицаниями, убеждениями или заговором. Попытка игнорировать наводнение приведет к катастрофе. Эмоцию надо признать, ас ее силой считаться. К эмоциям следует относиться с уважением, а менять ее направление — с недюжинной изобретательностью. Если последнее удается, то эмоции заряжают энергией, электризуют наше существование, делают жизнь светлой и радостной.

Это высокая цель. Вопрос, однако, остается: какие шаги следует предпринять, чтобы перекинуть мост через пропасть, отделяющую желаемую цель от повседневной воспитательной практики? С чего надо начать?

Оставьте комментарий