Выводы о влиянии музыки на подростков

1. Общество подростков — это структурная организация подгрупп в социальной системе подростков. Подростковая культура — это совокупность способов жизни подростков.

2. Существует широкий спектр различий между подростковыми обществами и их культурой.

3. Некоторые взрослые считают, что у подростков существует своя собственная субкультура, а другие думают, что подростковая культура — отражение культуры взрослых. На самом деле правы и те и другие. Некоторые аспекты подростковой культуры (такие, как сексуальное поведение и курение марихуаны) являются субкультурными, поскольку противоречат культуре взрослых. Тем не менее в целом культура подростков отражает ценности взрослых в степени, которая зависит от соотношения влияния родителей и сверстников.

4 — Общества подростков можно разделить на формальные (в основном школьные) и неформальные (внешкольные) группы. Большинство школьных групп формируются учащимися одной параллели (курса), т. е. состоят из ровесников.

5. Школьные подсистемы можно разделить на три группы: формальная академическая подсистема, полуформальная подсистема внеклассной деятельности и подсистема друзей. С точки зрения учащихся, самой важной из этих трех подсистем является подсистема друзей.

6. Занятия спортом популярны у подростков. Многие исследования показали, что занятия спортом создают преимущества у подростков, вовлеченных в спорт; однако занятия спортом могут мешать некоторым

7. Кроме дружбы в парах подростки могут принадлежать кликам или толпе. Не все подростки входят в клики или в толпу, кто по собственному выбору, а кого отвергают сверстники.

8. В каждом поколении молодых выделяются отдельные различимые группы. В 1920-х гг. — флэпперы провоцировали родителей короткой одеждой, сигаретами, курением марихуаны и выпивкой. В 1960-х гг. хиппи носили рваную одежду, не стригли волосы, принимали препараты, меняющие состояние сознания, протестовали против вьетнамской войны. Сейчас готы, скейтеры и члены других хип-хоп-культур вызывают подозрение у взрослых.

9. Подростки являются значительной потребительской силой. У них есть собственные средства, которые они охотно тратят на удовольствия.

10. Одной из самых заметных сторон молодежной культуры является одежда. С ее помощью подростки раскрывают и выражают свою идентичность; она олицетворяет их конфликт со взрослыми, связанный с борьбой за независимость; она может отражать даже стиль жизни и политическую философию и обеспечивает идентичность и ощущение принадлежности к группе сверстников.

11. Другим важным материальным аспектом молодежной культуры является автомобиль. Он символизирует определенный статус, позволяет обрести свободу и мобильность, хобби, является символом шика и сексуальности, а для некоторых — средством выражения агрессивных чувств и гнева. Наличие свободного доступа к автомобилю в значительной степени влияет на повседневную социальную деятельность подростков и дает им ощущение свободы.

12. Разговор по мобильному телефону — любимое развлечение подростков.

Мобильный телефон обеспечивает более постоянный контакт с друзьями по сравнению с более ранними временами. Он используется и для передачи sms-сообщений.

13. Практически все подростки часто пользуются Интернетом; с его помощью они общаются с друзьями, взаимодействуют с незнакомцами, которые иногда становятся друзьями, ищут информацию, играют в игры. Они не всегда представляют правдивую информацию о себе в Интернете.

14. Подростки используют сленг, чтобы идентифицировать себя с группой, для быстроты, чтобы сохранить приватность, чтобы сохранить единство в группе подростков, но быть непонятыми взрослыми.

15. Музыка является важной частью подростковой культуры. Подростки слушают преимущественно рэп и рок.

16. Рок подвергается критике взрослыми с момента возникновения, поскольку он иногда проповедует ценности, которые рассматриваются как антисоциальные во взрослой культуре. Нередко (хотя определенно не так широко распространено) в лирических песнях говорится о сексе, наркотиках и неподчинении авторитету.

17. Рэп сейчас более популярен среди молодежи, чем другие виды музыки. Многие взрослые настроены против сексизма и насилия, о которых говорится в рэп-песнях.

18. Молодежь слушает антисоциальную музыку потому, что эта музыка служит средством очищения психики, создавая разрядку для их гнева, и потому, что она отражает их отчуждение от общества. Между увлечением музыкой хэви-метал и безответственным и безрассудным поведением существует определенная связь, хотя первое не является причиной последнего. Скорее подростки, увлекающиеся хэви-метал и совершающие безответственные и безрассудные поступки, имеют повышенную склонность

К поиску острых ощущений.

19. Клипы просматривают миллионы подростков. Многие профессионалы критикуют некоторые из этих клипов, поскольку они предлагают много секса и насилия. Данные свидетельствуют о том, что просмотр таких музыкальных клипов может вызывать негативное отношение.

Ключевые термины

Клики

Подростковая культура

Подростковая субкультура

Подростковое общество

Подсистема

Посредник

Толпы

Флэпперы

Хиппи

Вопросы для обсуждения Личные размышления

1. Чувствовали ли вы когда-либо, что принадлежите к отдельной субкультуре? Чувствовали ли вы отчуждение или только различие?

2. Ваши родители разделяют или не разделяют большинство ваших ценностных представлений? Вы в большей или меньшей мере разделяете те

Ценности, которые были у вас ранее?

3. Чем вы занимались в свободное время в подростковом возрасте? Оглядываясь назад, счастливы ли вы в том выборе, который сделали? Почему — да или почему — нет?

4. Принадлежали ли вы клике, были ли посредником или одиночкой? Как вы относились к тем, кто не принадлежал к вашему «ближайшему кругу»?

5. Удовлетворены ли вы тем, что не чрезмерно используете Интернет? Проявляли ли вы признаки зависимости от Интернета или просто временно его использовали?

6. Была ли у вас машина, когда вы учились в старших классах? Отличалась ли жизнь с машиной от жизни без нее?

7. Ощущали ли вы влияние на себя музыки, которую вы слушали в подростковом возрасте? Если нет, то почему?

Обсуждение в группе

8. В каком смысле подростковое общество и культура обладают уникальностью и отличаются от общества и культуры взрослых? Как подростковая культура отражает культуру взрослых?

9 — Кто оказывает наиболее сильное влияние на жизнь молодежи — родители или сверстники?

10. Были ли в вашей средней школе проявления снобизма и классовой дискриминации по социоэкономическим признакам? Объясните свой ответ.

11. Описанные в этой главе жизнь и ценности старшеклассников кажутся довольно поверхностными. Считаете ли вы, что подростки мыслят серьезнее, чем утверждают приведенные здесь исследования? Согласно вашему опыту, может быть, подростки более серьезны и сильнее озабочены мировыми

Проблемами и учебой?

12. Способствует ли внеклассная деятельность развитию подростков? Объясните свой ответ.

13. Действительно ли одежда имеет такое большое значение для подростков, как утверждается в этой главе? Объясните свой ответ.

Вопросы для дискуссии

14. Не следует разрешать учащимся средней школы иметь собственные автомобили.

15. Песни с антисоциальными стихами оказывают отрицательное влияние на поведение подростков.

16. Ученикам среднего и старшего звеньев школы следует участвовать во внеклассных мероприятиях школы.

17. Хип-хоп-культура вредна.

18. Подростки излишне используют мобильные телефоны, и следует ограничить их использование.

Рекомендуемая литература

1. Bennett, A., and Kahn-Harris, К. (Eds.). (2004). After Subculture: Critical Studies in Contemporary Youth Culture. Hampshire, England: Palgrave.

2. Calvert, S. Jordan, A. B., and Cocking. R. R. (Eds.). (2002). Children in the Digital Age: Influences of Electronic Media on Development. Westport, CT: Praeger.

3. Chang, J. (2005). Can’t Stop Won’t Stop: A History of the Hip Hop Generation. New York: St. Martin’s Press.

4. Crampton, L., and Rees, D. (2003). Rock and Roll Year by Year. London, England: D. K. Publishing.

5. Gentile, D. A. (Ed.). (2003). Media Violence and Children: A Complete Guide for Parents and Professionals. Westport, CT: Praeger.

6. Katz, J. E., and Rice, R. E. (2002). Social Consequences of Internet Use: Access, Involvement and Interaction. Cambridge, MA: MIT Press.

7. Simmons, R. (2004). Odd Girl Speaks Out: Girls Write about Bullies, Cliques, Popularity and Jealousy. Westminster CO: Harvest Books.

8. Skelton, Т., and Valentine, G. (Eds.). (1997). Cool Places: Geographies of Youth Cultures. New York: Routledge.

Глава 14 Развитие нравственных ценностей

Теории когнитивной социализации в процессе развития

Пиаже и нравственное развитие детей Кольберг и уровни нравственного развития

Гиллиган и теория различия нравственных суждений в зависимости от пола

Социально-когнитивный подход к нравственным суждениям Нравственные суждения и просоциальное поведение Семья как фактор нравственного научения Роль семьи

Внешние факторы, влияющие на развитие нравственности

Сверстники

Религия

Телевидение

Нравственное образование

Интересно узнать…

Чем восприятие нравственности у детей отличается от взрослых?

Что можно сказать о нравственном развитии человека, поведение которого всегда определяется мнением окружающих людей?

Способны ли высоконравственные люди преступить закон?

Отличаются ли нравственные воззрения мужчин и женщин?

Часто ли подростки не соглашаются с родителями по поводу основных вопросов морали?

Что должны делать родители, чтобы помочь детям стать нравственными взрослыми?

Насколько религиозны американские подростки?

Влияет ли просмотр сцен насилия по телевизору на людей?

Насколько типично списывание на экзамене?

В этой главе обсуждается развитие нравственных суждений, поведения и ценностей. Почему мы разместили ее здесь, среди глав о взаимоотношениях в семье и со сверстниками? Нравственность — тема неразрывно связанная с личностными взаимоотношениями. Большинство наших нравственных убеждений формируется под влиянием тех, кто нас окружает. Мы узнаем, что является этичным, а что нет, от наших родителей, друзей, людей, которых мы видим по телевизору, и в Интернете. Либо мы начинаем верить в то, во что верят они, либо, в случае если человек нам не нравится, мы активно отвергаем его воззрения и формируем противоположное мнение. Кроме того, нравственность регулирует наше поведение по отношению к другим и то, какого отношения мы ждем к себе. Наши нравственные установки лежат в основе наших прав и наших обязанностей по отношению к окружающим. Мораль не может обсуждаться вне связи с социальными стандартами.

Процесс формирования у детей и молодежи нравственных установок представляет для науки необычайный интерес. В этой главе мы рассмотрим несколько ведущих теорий в этой области, разработанных на основе серьезных практических исследований. Работы Жана Пиаже (Jean Piaget), Лоренсе Кольберга (Lowrence Kohlberg) и Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) объединяет общая установка: формирование нравственных принципов у детей и подростков — последовательный когнитивный процесс, который стимулируется взаимоотношениями с окружающим миром, непрерывно и качественно меняющимися по мере того, как дети становятся старше.

Многие исследователи внимательно изучают роль семьи в духовном развитии личности. В этой главе мы обсудим влияние на нравственный облик подростка таких факторов, как родительская любовь, взаимоотношения с родителями, дисциплина в семье, родительские модели поведения, независимость юных вне дома. Важным представляется также вопрос о заимствовании детьми религиозных убеждений родителей, что зависит и от религиозных, и от семейных составляющих. Затем мы рассмотрим другие виды общественного воздействия: сверстников, референтных групп, телевидения и школы. Влияние всех перечисленных факторов на развитие ценностных ориентации подростков и их поведения представляется весьма важным и нуждается в серьезном осмыслении.

Теории когнитивной социализации в процессе развития

Одними из первых работ, посвященных формированию нравственных принципов у детей, были труды Пиаже (Piaget, 1948), Пиаже и Ингельдер (Piaget, and Inhelder, 1969). Несмотря на то что некоторые положения учения Пиаже не были подтверждены последующими исследованиями, его идеи сформировали идейную базу позднейших научных изысканий. И хотя он рассматривал только детскую психологию, теоретическая основа его представлений о стадиях развития личности применима к индивидуумам и подросткового, и зрелого возраста. Поэтому очень важно понять суть сделанных им открытий.

Пиаже и нравственное развитие детей

Исследования нравственности Пиаже (Piaget, 1948) включали два метода изучения. В первом он наблюдал и опрашивал детей о том, нужны ли правила в играх. Могут ли эти правила меняться? Если да, то при каких обстоятельствах? Во втором типе исследований Пиаже рассказывал детям истории и побуждал их делать нравственные заключения на их основе. К

Примеру, какого ребенка следует считать более непослушным, того, который намеренно разбивает одну чашку или случайно разбивает несколько? На основе этой работы Пиаже выделил довольно много факторов, подвергающихся изменениям в ходе развития.

В своем исследовании отношения детей к правилам при игре в шашки Пиаже пришел к выводу, что возникает сначала нравственность по принуждению а потом — нравственность на основе сотрудничества. На ранних стадиях нравственного развития дети ограничены правилами игры. Эти правила принудительны, так как дети считают их непоколебимыми и связывают их с авторитетом родителей. Правила определяют данный уклад жизни, и, как и родителям, им следует беспрекословно подчиняться. Далее в результате социального взаимодействия дети узнают, что правила не являются абсолютными. Они узнают, что можно их изменить, достигнув социального консенсуса. Правила больше не воспринимаются как внешние сакральные законы, устанавливаемые взрослыми, а считаются социальными образованиями, полученными в процессе свободного решения и, таким образом, заслуживающими всеобщего уважения и принятия.

Исследования Пиаже, базирующиеся на историях, дали дополнительную информацию, помогающую понять нравственные суждения детей. Он говорил, что существуют первичные суждения, базирующиеся лишь на последствиях неправильных поступков (объективные суждения), и вторичные суждения, принимающие во внимание намерения и мотив (субъективные суждения). Поэтому младшие участники его исследований говорили, что непослушным является тот мальчик, который разбил больше чашек, он больше заслуживает наказания, чем тот, что нарочно разбил одну Старшие участники опроса придерживались противоположного мнения.

Оставьте комментарий