Для успешного духовного воспитания ребенка необходимо помнить о двух главнейших условиях. Это, во-первых, ваше личное глубокое общение с Богом; во-вторых, уверенность вашего ребенка в вашей безусловной любви — такой же, какую Бог даровал вам. Только в этом случае ваш ребенок будет готов принять духовные ценности в свою жизнь.
Раскрывая перед ребенком смысл духовных ценностей — и своим практическим следованием по пути веры, и беседами, — нужно позаботиться о том, чтобы сделать эти уроки максимально привлекательными для ребенка. Дети скорее эмоциональны, чем рассудительны, и поэтому склонны запоминать не факты, а свои чувства. На ребенка большее впечатление производят его собственные эмоции и переживания от какой-то конкретной ситуации, чем детали укора.
Когда моим сыновьям было десять и шесть лет, однажды летом я отправился с ними на рыбалку в Северной Калифорнии. Все складывалось так замечательно, что мы решили остаться порыбачить на ночь. Ночь была прекрасна, звезды ярко сияли на темном небе, и отчетливо был виден Млечный Путь в телескопе альтаир.ру . Зрелище было настолько завораживающим и потрясающим, что мы не могли не заговорить о величии представшей перед нами картины.
Мой старший сын Дейвид сказал: «Папа, я чувствую себя таким маленьким. Ведь наша земля — всего лишь точка во вселенной». Я тогда ответил ему: «В этом проявляется величие Бога, вот как Он на самом деле велик и всемогущ. И, однако, Он знает нас на этой маленькой планете и заботится о нас каждый день. Я очень благодарен Ему за то, что Он создал эту огромную вселенную, и за то, что Он благ и добр, за то, что Он любит нас».
«Почему Он добр?» — спросил другой сын. «Я многого не знаю, Дейл, — ответил я. — Я не знаю, почему Бог добр, но я знаю, что Он есть и что Он любит нас. Я убеждаюсь в этом каждый день. То, что мы с вами сегодня здесь — это один из Его щедрых подарков нам. Когда я вижу, что мои сыновья растут хорошими мальчиками, я принимаю это как доказательство Его любви. Он всегда благословляет нас свидетельствами Своей любви к нам».
Память о той рыбалке вместе с моими дорогими мальчиками согревает меня по сей день. В их сердцах также осталось глубокое впечатление от той ночи.
Преобладание эмоциональной стороны над фактической в сознании ребенка подтверждается также и опытом обучения в церкви. После урока в воскресной школе
Ребенок очень хорошо помнит свое впечатление даже после того, как забывает тему урока. Это показывает, что эмоциональный климат в процессе обучения для детей порой важнее самого обучения.
Тем не менее создание приятной атмосферы во время обучения не имеет ничего общего с потаканием стремлению детей к развлечениям; просто нужно относиться к детям с уважением, добротой и заботой. Учитель не должен подавлять или унижать ребенка. Поскольку духовное обучение чрезвычайно важно, необходима благоприятная, способствующая восприятию атмосфера. Если урок в церкви или дома утомителен, скучен для ребенка, он воспротивится любому, даже самому лучшему и правильному наставлению. Это особенно касается преподавания богословских истин, ибо в неблагоприятной атмосфере у ребенка может сформироваться общее неприятие религиозной тематики.
Мне не раз приходилось слышать от родителей следующие ошибочные заявления: «Я хочу, чтобы мой ребенок сам сделал свой выбор из множества разных идей. Он не обязан следовать моим убеждениям. Я хочу, чтобы мой сын (моя дочь) познакомился (-ась) с различными религиозными и философскими направлениями, чтобы сделать свой выбор».
Видимо, такие родители не отдают себе отчет в том, в каком мире они живут. Они стараются полностью отвечать требованиям «политической корректности», проглатывая все подряд инио чем не рассуждая. В современной культуре, дай в любой другой, каждый ребенок нуждается в постоянном руководстве, научении и ясности в этических, моральных и духовных вопросах. Без этого в уме ребенка поселяется великая путаница и непонимание сущности этого мира, а также неуверенность в своей безопасности.
У нас, христиан, есть исчерпывающие ответы на самые сложные жизненные вопросы, однако мы знаем, что требуются годы для того, чтобы подготовить наших детей к практической христианской жизни. Если мы не сможем передать своим детям саму основу духовного знания, понимания и руководства, они могут впоследствии спросить нас: «Что такое жизнь? Для чего она?»
Наша культура стала тем лабиринтом, в котором дети пытаются найти путь к безопасности. Без мудрого руководства и совета они скорее всего заблудятся в этом лабиринте. Меня всегда поражает то, что родители тратят тысячи долларов и идут на большие жертвы ради того, чтобы дети получили хорошее образование, и совершенно пренебрегают самым важным делом жизни — подготовкой детей к духовным и моральным битвам на пути познания истинного смысла вещей. Мы должны направлять детей духовно; если мы не станем их духовными наставниками, ими станут другие, уже готовые к этому. Если же мы обеспечим нашим детям духовное руководство, столь им необходимое, — тогда и мы, и они выиграем вместе. Раскрывая перед детьми истину о Боге, мы прокладываем путь к будущим невероятным и чудесным благословениям для наших семей.