Если ребенок учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, родители рано или поздно услышат знакомую всем мелодию: «Я не хочу больше заниматься». Родителям бывает очень непросто с бесстрастной объективностью выслушать эту песню.
Некоторые родители, которые помнят свой печальный опыт насильственного обучения музыке, стараются избавить своих детей от этих мучений. Играть или не играть — это не их вопрос, это вопрос детей. В таких семьях ребенок сам решает, практиковаться ему в гаммах или нет. Он репетирует, когда ему вздумается, и назначает и отменяет уроки по собственному усмотрению. Исключая плату за обучение, которая все же является родительской прерогативой, за все остальное ребенок несет ответственность сам.
Другие родители, с сожалением вспоминая либеральное отношение к собственному обучению, решают, что их ребенок будет играть во что бы то ни стало. Еще до рождения ребенка выбирают инструмент, на котором он будет играть. С того момента, когда он обретает способность держать скрипку, дуть в трубу или ударять по клавишам фортепьяно, он начинает учиться игре на предопределенном для него инструменте. Слезы и раздражение ребенка игнорируются, а его сопротивление подавляется самым решительным образом. Позиция родителей ясна и недвусмысленна: мы платим — ты играешь. В таких условиях ребенок может добиться замечательных успехов в музыкальной профессии, но это совершенно не обязательно. Однако такой успех может достаться дорогой ценой: за музыкальные успехи приходится платить длительным нарушением отношений между ребенком и родителями.
Главной целью музыкального воспитания в детстве является обеспечение эффективной способности выражать свои чувства. Жизнь ребенка настолько заполнена ограничениями, запретами и огорчениями, что способ выплескивать эмоции становится жизненно необходимым. Музыка — один из лучших способов духовного раскрепощения; чувства придают звукам яростную страстность, звуки же могут придать чувственную форму радости и снять внутреннее напряжение.
Родители и учителя обычно не смотрят на музыкальное образование и воспитание с этой точки зрения. Большую часть своих усилий они посвящают тому, чтобы ученик научился правильно воспроизводить мелодии. Такой подход неизбежно приводит к оценке и критике, относящимся к исполнительскому искусству и личности ребенка. Часто результат бывает банально печальным: ребенок изо всех сил пытается бросить обучение, начинает избегать преподавателя музыки и на этом заканчивает свою музыкальную «карьеру». Во многих семьях заброшенная скрипка, запертое фортепьяно и молчащая флейта являются жалкими напоминаниями о бесцельно потраченных усилиях и несбывшихся надеждах.
Что могут сделать родители? Задача родителей — найти доброго и внимательного к
Детям учителя, который способен понимать не только музыку, но и своих учеников. Именно учитель держит в своих руках ключ от интереса ребенка к музыке, именно учитель может открыть или, напротив, запереть дорогу музыкальным возможностям ребенка. Главная задача учителя — обрести уважение и доверие ребенка. Если учитель не преуспеет в этом, то он не преуспеет и в обучении. Ученик не может научиться любви к музыке у учителя, которого ненавидит. Эмоциональный настрой педагога обладает гораздо большим резонансом, чем его музыкальный инструмент.
Для того чтобы избежать ненужных неприятностей, педагог, родители и ребенок должны вместе обсудить план обучения и выработать несколько основных правил. Можно привести пример таких правил:
1. Не должно быть отмены уроков. О такой отмене надо сообщить по меньшей мере за день до назначенного урока.
2. Если урок надо отменить, то учителю должен звонить ребенок, а не его родители.
3. Для выбора сроков и темпа репетиций надо выбирать реалистичные периоды времени.
Такие правила отбивают у ребенка охоту к сиюминутным желаниям отменить урок и
Помогают развить у ребенка чувство независимости и ответственности. Такое отношение также показывает ребенку, что, хотя мы заинтересованы в его музыкальном обучении, но в не меньшей степени заинтересованы и в его чувствах и идеях.
Ребенка не надо понукать к игре на инструменте. Ему не следует напоминать, сколько стоит инструмент, как много пришлось отцу работать, чтобы его купить. Такие заявления порождают негодование и чувство вины, не помогая развить интерес к музыке или ее понимание.
Родители должны также воздерживаться от прогнозов относительно великого будущего музыкального таланта их ребенка. Такие замечания обычно обескураживают ребенка.
«У тебя изумительный талант, тебе просто надо им пользоваться».
«Если ты постараешься и приложишь все силы, то станешь вторым Леонардом Бернстайном».
Из таких утверждений ребенок может заключить, что лучший способ поддержать иллюзии родителей — не испытывать их на прочность. Девизом ребенка, скорее всего, станет: «Если я не стану пытаться, то не подведу моих родителей».
Больше всего ребенок воодушевляется уроками, если знает, что родители понимают его трудности и ценят его труд по их преодолению.
На третьем уроке игры на фортепьяно шестилетняя Рослин получила новое задание — сыграть восемь нот октавы обеими руками. Учитель, продемонстрировав с большим профессионализмом этот прием, сказал: «Смотри, это очень просто. Теперь попробуй ты». Рослин неохотно и неуклюже развела пальцы и не слишком удачно имитировала игру педагога. С урока она вернулась домой расстроенная и обескураженная.
Когда настало время репетировать, мать сказала: «Нелегко сыграть восемь нот октавы одной рукой, но еще труднее сыграть их двумя». Рослин с готовностью согласилась. Усевшись за пианино, она медленно подобрала ноты нужными пальцами. Мать сказала об этом: «Я слышу верные ноты и вижу, что ты играешь нужными пальцами». С очевидным удовлетворением Рослин ответила: «Знаешь, это очень трудно». В этот день девочка занималась дольше положенного времени. В течение недели она ставила себе все более трудные задачи и к концу недели научилась играть октаву двумя руками, не глядя на клавиатуру.
Ребенок чувствует большую уверенность в своих силах, когда родители понимают его
Трудности, чем если они помогают ему советами, похвалами или подсовывают быстрые шаблонные решения.