Тревожность, вызванная отрицанием самостоятельности и понижением статуса

Если ребенку не разрешают принимать на себя ответственность за действия, к которым он уже готов, то внутренней реакцией будет недовольство и гнев. Гнев пробуждает мстительные фантазии, которые приводят к чувству вины или страху возмездия. В любом случае у ребенка возникает тревожность.

Маленькие дети не могут сразу мастерски овладеть бытовыми навыками. Они долго возятся со шнурками, застегивают одежду, им требуется много времени, чтобы надеть калоши, отвинтить крышку от банки или повернуть дверную ручку. Лучшей помощью в данном случае является терпеливое ожидание и ненавязчивые замечания о трудности манипуляций: «Не так-то легко надеть эти калоши», «У этой банки очень плотная крышка».

Такие замечания помогают ребенку в любом случае, справился он с задачей или нет. Если у него получается, то он испытывает удовлетворение, так как справился с трудным делом. Если же у него ничего не выходит, он находит утешение в том, что его родители понимают, что задача была очень трудна. В обоих случаях ребенок чувствует сочувствие и поддержку, которые приводят к лучшему взаимопониманию между ним и его родителями. Ребенок не чувствует себя ущербным оттого, что не смог справиться с задачей.

Очень важно, чтобы жизнь ребенка не направлялась родительской потребностью в эффективности его действий. Эффективность враг детства. Эффективность очень дорого обходится неустойчивой детской эмоциональной экономике. Она иссушает ресурсы ребенка, препятствует развитию, заглушает интерес и может привести к эмоциональному банкротству.

Оставьте комментарий