Сколько учащихся бросают обучение в средней школе?

Только один американец из девяти не завершает свое обучение в средней школе или не получает диплом об общем среднем образовании, и это число остается относительно стабильным начиная с середины 1990-х. В сравнении с афроамериканцами и неиспаноязычными белыми студентами испаноязычные студенты несколько чаще и в более раннем возрасте бросают обучение. Частота отказов от продолжения обучения среди афроамериканцев в последние годы уменьшилась и приблизилась к аналогичным показателям для белых студентов.

Повод для ухода из школы может быть самым незначительным: непонимание со стороны учителя, дисциплинарное взыскание, трудности в отношениях с товарищами, конфликты в семье и т. п. Один мальчик покинул школу в самом последнем семестре, потому что приемные родители не купили ему костюм для выпуска. Другой отказался посещать класс до тех пор, пока не получит извинения от учителя физкультуры. Однако преподаватель отказался просить прощение. Мальчик обиделся, ушел из школы и больше никогда не вернулся. В каждом конкретном случае к окончательному уходу приводит целая цепочка причин и событий: низкие оценки, напряженные отношения в семье, плохое поведение в школе, недостаточная адаптация, социальная изоляция и пр.

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Отталкивающие и отвлекающие факторы

Используя сведения об учениках средней школы на уровне страны, ученые разделили причины того, что подростки бросают учебу, на отталкивающие и отвлекающие факторы. Отталкивающие факторы связаны непосредственно со школой — когда школа отторгает ученика. Отвлекающие факторы включают другие причины, не связанные со школой, почему подросток бросает учебу.

Существует несколько измерений, связанных со школой причин, почему ученики преждевременно бросают школу. Сама по себе школа может считаться отталкивающим фактором, когда становится разочарованием, наказанием или чем-то, чего ребенок хочет избежать (и поэтому подталкивает его бросить все это). Существуют три отталкивающие составляющие того, что учащиеся бросают школу: во-первых, это ощущение себя чужим в школе, которое включает неуспеваемость в учебе, плохие отношения с учителями, чувство того, что в школе тебя не любят. Во-вторых, недостаточная школьная безопасность, означающая, что ученик боится нападений и жестокого обращения других учащихся или имеет серьезные проблемы в отношениях с другими учениками. В-третьих, это исключение или возможность быть исключенным из школы, предполагающая серьезные проблемы с дисциплиной или конфликт между администрацией и учеником.

Одна из важных отвлекающих причин — это необходимость заботы о пожилых родственниках, младших братьях и сестрах или собственных детях. Очевидно, что эта необходимость чаще является причиной прекращения учебы среди девушек. Второй отвлекающий фактор — трудоустройство, перспектива которого и необходимость зарабатывать деньги подталкивает юношей и девушек бросить учебу (Jordan, Lara, and McPartland, 1996).

Ниже приводится список возможных причин раннего ухода из школы

(Brooks-Gunn, Guo, and Furstenberg, 1993; Horowitz, 1992).

Постоянная неспособность справиться с учебой в обычном объеме.

Отставание на два года и более.

Нерегулярное посещение.

Активный антагонизм с учителями и администрацией школы.

Отсутствие интереса к учебе, ощущение ее ненужности и бессмысленности.

Низкий уровень академических способностей.

Плохое умение читать.

Частая смена школ.

Неприятие со стороны учителей, отчуждение.

Неприятие со стороны соучеников.

Большая разница в возрасте с друзьями.

Неблагоприятная ситуация в семье.

Заметная разница в росте с одноклассниками.

Невозможность позволить себе такие же расходы, что и одноклассники.

Невовлеченность во внеклассную деятельность.

Неспособность держаться наравне с братьями и сестрами или стыд за них.

Учеба ниже потенциальных возможностей.

Серьезные физические или эмоциональные нарушения.

Проблемы с дисциплиной.

Правонарушения.

К перечисленным причинам следует относиться с осторожностью. Наличие подобных проблем (одной или нескольких) может и не привести к уходу из школы. С другой стороны, иногда достаточно и одной причины. Если одновременно наблюдаются восемь и более симптомов, то прогноз ухода из школы становится более реальным. Следует своевременно диагностировать появление подобных проблем у подростков и вовремя принимать предупреждающие меры (Gregory, 1995).

Смена школ

Смена школы иногда является причиной того, что учащиеся бросают учебу. Когда подросток меняет школу, способность учеников и подростков принимать мудрые решения касательно учебы снижается. Они не располагают достаточной информацией о новой школе, ее учителях и уроках. Также они зачастую не могут воспользоваться преимуществами, которые предлагают новая школа и учителя. Кроме того, учителя могут быть менее внимательны к подростку, недавно пришедшему в школу, и могут не испытывать желания уделять дополнительное время и внимание этому подростку. Такой подросток может чувствовать себя изолированным от образовательного процесса и чаще искать маргинальных социальных контактов (Teachman, Paasch, and Carver, 1996).

Также для подростка может быть проблемой влиться в социум, если он прибыл издалека, особенно в середине учебного года. Дочь автора до сих пор с содроганием вспоминает, как восприняли ее немодную одежду, южный акцент и чрезвычайную вежливость по приезде на север в «большой город». Школа была кошмаром, и учеба волновала ее меньше всего.

Прогулы

Среди тех, кто покинул школу, велик процент пропускавших занятия (Sheldon, Epstein, 2004). Прогульщики отличаются от других учеников более низкими академическими способностями и достижениями; многие из них живут в неполных семьях, имеют нескольких братьев и сестер (Sommer, and Nagel, 1991).

Бимлер и Кикланд (Binder, Kikland, 2001) выделили несколько видов прогулов. Первый тип включает подростков, которые прогуливают, потому что родители либо потворствуют, либо подкрепляют это их поведение;

Например родители желают, чтобы подростки оставались дома приглядывать за маленькими детьми. Различие между двумя группами состоит в том, сами ли дети не хотят ходить в школу или их понуждают к этому взрослые. Бимлер и Кикланд обозначили третью группу как «немотивированные одиночки»: плохо приспособленные подростки, которым просто неинтересно в школе. Четвертая группа также включает немотивированных и неприспособленных подростков, однако они включены в круг бунтующей молодежи. Наконец, пятая группа включает «хорошо социализированных делинквентов (правонарушителей)». Они хорошо социализированы и популярны за счет своего отклоняющегося поведения, но в их приоритеты школа не входит.

Социально-экономические факторы

Проведенные исследования неумолимо сходятся на том, что низкий социально-экономический статус положительно связан с ранним уходом из школы. Почему же процент отсева среди учащихся из семей с низким социально-экономическим статусом так значителен? На этот счет имеется несколько соображений (Simons, Finaly, Yang, 1991).

1. Учащиеся из таких семей часто не имеют перед собой положительного родительского примера. Многие отцы и матери в семьях с низким социально-экономическим статусом мечтают о том, чтобы дети получили лучшее образование, чем они сами. Но если родители имеют в арсенале только 5 классов, то образование в объеме 7-8 классов кажется им вполне достаточным. Сыновья чаще, чем дочери, встречают поддержку со стороны семьи в плане продолжения учебы.

2. Учителя часто имеют предубеждения против детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Для оказания небольших услуг — поручений, наблюдений, проведения собраний — учителя чаще выбирают учеников из более благополучных семей, тогда как детям из семей с низким социально-экономическим статусом в избытке достаются дисциплинарные взыскания. Учителя — это, как правило, представители среднего класса, и потому им бывает трудно понять мысли, цели и поведение детей из других слоев общества.

3. Ученики из семей с низким социально-экономическим статусом получают поощрения за успехи реже, чем дети из более благополучных семей. Поощрения могут иметь форму академических дипломов, расположения учителя, уважения со стороны товарищей, должности в школьном самоуправлении, участия во внешкольных мероприятиях, школьных призов или наград. Учащиеся с низким социально-экономическим статусом получают все это гораздо реже, чем их одноклассники из более благополучных семей. Их практически не выбирают на руководящие должности и не приглашают для участия во внешкольных мероприятиях, они редко получают специальные награды и призы от школы.

4. Ученики из семей с низким социально-экономическим статусом часто не обладают столь же развитой речью, как их ровесники — представители среднего класса. Это само по себе создает проблемы и сложности в обучении. До наших дней неразвитая речь считается признаком низкого социально-экономического статуса. Дети с низким социально-экономическим статусом не успевают в школе, и потому вероятность отсева у них выше.

5. Дети из семей с низким социально — экономическим статусом легче поддаются влиянию сверстников в плане отрицания школы и неадекватного поведения. Они начинают в корне отрицать систему моральных ценностей взрослых и действующие в их мире законы, примыкают к различным группировкам безработной молодежи.

Учащиеся из латиноамериканских, афроамериканских и некоторых других этнических групп чаще, чем белые, уходят из школы (U. S. Bureau of the Census, 2006). Наиболее сильна эта тенденция среди цветных учащихся городских средних школ. Фактически половина учеников уходит из старших классов (Orfield, Losen, Wald, Swanson, 2004). Низкая успеваемость таких учеников объясняется несколькими причинами: сложными социальными, экономическими и семейными условиями. Разнообразные негативные социальные, культурные и психологические силы взаимодействуют со слишком малыми достижениями сейчас и возможностями в будущем. Поэтому даже в тех случаях, когда ценности родителей из меньшинств благоприятствуют образованию, их дети утрачивают склонность к успеху (Steinberg, Dornbudh, Brawn, 1992).

Согласованность школы и семьи

Подростки из бедных семей и подростки, принадлежащие к расовым и этническим меньшинствам, часто сталкиваются с противоречиями между школой и семьей (Arunkumar, Midgley, and Yrdan, 1999). Это означает, что ценности и взгляды, с которыми ученики сталкиваются в семье, не соответствуют ценностям и взглядам их учителей; это не является проблемой для большинства учащихся среднего класса.

Оставьте комментарий