Популярные подростки стремятся быть физически сильными (особенно мальчики), участвовать в общественной жизни, достигать чего-то или, напротив, не достигать ничего. Физическая привлекательность усиливает популярность тоже.
Выяснилось, что даже учителя склонны считать более одаренными внешне привлекательных учеников по сравнению с менее симпатичными (Lerner, Delaney, Hess, Jovanovic, and von Eye, 1990). Но при более близком знакомстве и подростки, и взрослые начинают придавать меньшее значение внешности и большее — другим качествам. С возрастом все больше подростков при установлении дружеских связей обращают первостепенное внимание на личностные факторы, а не на успехи и внешние характеристики.
Девиантное поведение
До недавних пор мало внимания уделялось такой проблеме, как стремление добиться одобрения группы путем девиантного поведения, т. е. поведения, отличающегося от «нормального», присущего большинству молодых людей (преимущественно из средних слоев населения), но допущенного внутри определенной группы, которая и сама резко выделяется на общем фоне. Агрессивное поведение, в целом для общества недопустимое, может быть непременным условием членства в какой-нибудь молодежной группировке. Или же то, что может служить причиной дурной репутации в обычной средней школе (драчливость, антиобщественные поступки, сексуальная распущенность, преступные склонности), способно поднять авторитет подростка внутри какой-нибудь группы малолетних правонарушителей.
Агрессия отношением — использование друзей для общественного нанесения вреда другим.
Агрессия репутационная — распространение сплетен или другие действия для нанесения вреда репутации другим.
Нормативная регуляция — невербальный процесс, с помощью которого подростки сообщают друг другу о способе поведения, который будут применять.
Наблюдение за мальчиками 12-16-летнего возраста, отличавшимися повышенной агрессивностью и драчливостью по отношению к тем, кто был младше или слабее, показало, что драчуны в целом пользуются популярностью среди подростков (Olweus, 1977); те, кто становился их жертвами, были намного менее популярны. Эти же данные свидетельствуют, что нормы группового поведения в разных компаниях различны, поэтому популярность зависит не столько от какого-то определенного показателя, сколько от умения приспособиться к конкретной группе.
Хотя на первый взгляд кажется, что подростки с антисоциальным поведением не могут быть хорошими друзьями, это не так. Фактически подростки с девиантным поведением часто заводят друзей и довольно близки с ними (Hussong, 2006). К сожалению, из-за описанных ранее механизмов — моделирования, возможностей и нормативных ожиданий, подростки, общающиеся с нарушителями порядка, часто копируют их поведение.
ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Киберхулиганство
В то время как компьютеры и Интернет могут помочь школьникам в учебе и посодействовать позитивному общению между людьми, они также кроют в себе опасность нового вида агрессии: киберхулиганство (Beran, and Li, 2005). По словам Уилларда (2004), киберхулиганство
Включает в себя пересылку или опубликование пагубных либо жестоких текстовых сообщений или графических изображений посредством Интернета или других цифровых устройств коммуникации. Конкретные примеры включают в себя:
¦ пересылку оскорбляющих посланий или сообщений с угрозами;
¦ опубликование историй или фотографий, которые высмеивают определенных лиц;
¦ пересылку откровенных или порнографических материалов преследуемому человеку;
¦ распространение слухов о ком-либо на веб-страницах;
¦ перехват личной информации преследуемого человека, посланной ему по электронной почте или sms, и пересылка ее другим людям.
Киберхулиганство еще не было хорошо изучено, но является весьма распространенным. Беран и Ли (Beran and Li, 2005) установили, что 1/4 канадских подростков, которых они изучили, подвергались киберхулиганству, а 50% заявили, что знакомы хотя бы с одним подростком, который подвергался преследованию в Сети. Исследование, которое проводилось в Великобритании, дало очень похожие результаты (Национальный дом детей, 2002).
Мужчины более склонны к хулиганству в его традиционной форме, чем женщины. Так ли это и в киберпространстве? Скорее всего, да. Ли (Li, 2006) опросил подростков-парней и девушек, и оказалось, что парни-подростки почти в два раза чаще занимаются киберхулиганством по сравнению с девушками.
В дополнение к этому Ли (Li, 2006) установил, что почти 1/3 жертв подвергалась киберхулиганству не единожды. Большинство жертв
Ничего не сообщали взрослым, даже если притеснение происходило в школе. Скорее всего, школьники не верят в то, что киберхулиганство можно предотвратить. К сожалению, они, скорее всего, правы: очень сложно прекратить киберхулиганство из-за существующих законов, защищающих свободу слова.
Темная сторона общения со сверстниками: хулиганство
Хулиганство — это неспровоцированное агрессивное поведение, имеющее цель навредить кому-либо. Обычно оно неоднократно повторяется и основано на ощутимой разнице в силе между хулиганом и его жертвой (Olweus, 2001; Rigby, 2002). Это наиболее часто встречающаяся форма агрессии в школах (Smith, Walker, Fields Brooking, and Seay, 1999), и ее частота не может не волновать: более половины подростков заявили о том, что они как угрожали какому-либо школьнику, так и сами становились жертвами хулиганства (Bond, Carlin, Thomas, Rubin, Patton, 2001). Хулиганство может принимать несколько форм, включая физическую агрессию, высмеивание и запугивание (Tanaka, 2001). Оно может совершаться одним индивидуумом, но обычно это происходит в присутствии сверстников, которые либо активно поддерживают хулигана, либо пассивно созерцают происходящее (Karatzias Power, and Swanson, 2002; Salmivalli, Kaukiainen, and Lageropets, 1999).
Жертвы хулиганов не уверены в себе, тихи и застенчивы (Olweus, 1994). У них мало друзей, и они физически слабы (Card, 2003). Они могут быть физически непривлекательными (Sweeting, and West, 2001) и происходить из другой этнической или расовой группы по сравнению с теми, кто их запугивает (Siann, Callaghan, Glisson, Lockhart, and Rawson, 1999). Ими часто становятся бедные школьники или очень сильные ученики (Horowitz, 2004).
Теряют друзей, так как другие боятся, что они также станут мишенями для побоев, если будут общаться с теми, кто становится жертвой хулиганов (Batache, and Knoff, 1994). Жертвы могут начать пропускать занятия (Kochenderfer, and Ladd, 1997) и попытаться совершить суицид, некоторые погибают при попытке совершить суицид (Tanaka, 2001). Даже когда они становятся взрослыми, они более подвержены депрессии (Bond, Carlin Thomas, Rubin, and Patton, 2001).
Хулиганы, в особенности парни-хулиганы, — это нередко плохие ученики, у которых незаинтересованные, авторитарные, отдаленные от своих детей родители (Baldry, and Farrington, 2000). В литературе нет общего мнения относительно того, низкая или высокая у них самооценка (Smith, 2004). Те, которые применяют физическое насилие, склонны применять его и в более позднем возрасте (Olweus, 1993). Небольшая часть хулиганов сами являются жертвами. С такими подростками дело обстоит еще сложнее, чем с просто хулиганами или жертвами хулиганства (Wolke, Woods, Boomfield, and Korstadt, 2000). Они не только враждебно настроены по отношению к другим, но их настолько не любят, что начинают еще и дразнить. Большое число таких подростков имеют гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (Gtiffin, and Gross, 2003).
К счастью, были разработаны некоторые весьма эффективные программы, направленные на ликвидацию хулиганства в школе. Если они применяются в полном объеме, то уровень хулиганства уменьшается на 50-75 % (Olweus, 1994). Грин (Grin, 2006) недавно обобщил характерные признаки наиболее эффективных программ устранения хулиганства.
Когнитивно-поведенческая модификация — терапевтический метод, используемый для устранения неадекватных мыслей о себе, наносящих вред репутации.
Для того чтобы эффективно помочь застенчивым подросткам обрести уверенность действий в различных ситуациях общения, можно использовать различные методики. Например, когнитивноповеденческая модификация может применяться для уменьшения тревожных мыслей, которые часто возникают у застенчивых людей. Можно дать человеку возможность осознать свои убеждения, наносящие вред его репутации («Я никому не нравлюсь». «Я выгляжу как дурак, когда пытаюсь заговорить с кем-либо»), а такие мысли можно затем умело оспорить. Уверенность в себе повышается, когда подростки начинают понимать, что все не так уж плохо, как они себе представляли. Их учат заменять свои негативные мысли позитивными, когда они ловят себя на том, что размышляют деструктивно («У меня есть хорошее чувство юмора». «Многим людям нравится со мной разговаривать»).
Застенчивых подростков также можно напрямую обучить навыкам общения, которые помогут им при различных случайных встречах. Например, обучение тому, как можно эффективно начать разговор, как внимательно выслушивать других и каким должен быть контакт глаз при разговоре, может привести к более благоприятному взаимодействию и повышению уверенности в себе. Эти новые навыки могут войти в привычку при применении их на практике.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Застенчивых подростков также можно научить оставаться спокойными при общении с другими. Для того чтобы успокоиться, можно использовать разнообразные методики расслабления, такие как глубокое дыхание и расслабление мышц до или во время
Разговора. Панику — реакцию, которой опасаются некоторые застенчивые индивидуумы ввиду наличия негативного опыта общения, — можно уменьшить или даже полностью убрать, используя традиционные методы расслабления.
И наконец, в самых сложных случаях может применяться медикаментозное лечение для подавления социальной тревожности. Могут прописываться такие антидепрессанты, как прозак и паксил, а также такой бета-блокатор, как индерал, которые будут более полезны подросткам, чувствующим социальную тревогу в ситуациях общения только при некоторых определенных обстоятельствах.
Ни один застенчивый человек не должен страдать в одиночестве. Если люди ищут помощи, то они могут достаточно быстро научиться чувствовать себя более комфортно в каждодневных ситуациях. Большинство психологических центров колледжей либо сами проводят групповые курсы для людей, испытывающих страх во время общения, либо могут направить туда, где проводятся такие курсы.
1. Все школьники должны активно вовлекаться в такие программы, а не только хулиганы или жертвы. Все должны быть знакомы с правилами, запрещающими хулиганство. Школьники должны знать, к кому обратиться, если случаи хулиганства все-таки имеют место, и они должны выработать негативное отношение к хулиганству. Изучение стратегий, позволяющих устранить возможные ситуации с хулиганством, является достаточно эффективным средством.
2. Необходимо вовлекать учителей для участия в таких программах. Они должны не только контролировать поведение в своих классах, но также обучать навыкам общения и следить за тем, что происходит.
Администрация должна следить за тем, чтобы учителя начали воспринимать хулиганство серьезно и не рассматривать его как неизбежное, нормативное поведение. Необходимо, чтобы учителя проходили соответствующий инструктаж, который помогал бы им справиться со случаями хулиганства. Должны быть разработаны серьезные санкции для тех, кто занимается хулиганством.
4. Наилучшие программы вовлекают родителей и других членов сообщества. Школы могут проследить только за тем, что происходит непосредственно в учебные часы. Необходимо привлекать других членов общества для контроля во внеурочное время.
5. В каждой отдельной школе необходимо рассмотреть причины, которые чаще всего приводят к хулиганству. Если первостепенная причина — расовая, то необходимо с этим и работать, если же сексуальное домогательство, то программы должны сосредоточиваться на этой проблеме. Школы также должны изучить отдельные формы хулиганства, которые существуют в школе (например, запугивание). 6. Принимаемые меры должны носить долгосрочный характер. Краткосрочное вмешательство редко дает длительный результат.
Гетеросоциальность
Психосоциальное развитие
Одна из важнейших социальных задач юношей и девушек среднего подросткового возраста — обрести гетеросоциальность (Miller, 1990). В процессе своего психосоциального развития дети проходят через три фазы:
1. Аутосоциалъностъ — дошкольный период развития, во время которого ребенок удовлетворяет свои основные эмоциональные запросы собственными силами. Это особенно характерно для детей двухлетнего возраста, стремящихся быть в окружении других детей, но играющих не с ними. Подросток, чувствующий себя одиноким, не имеющий друзей, все еще находится на этом этапе развития.
2. Гомосоциальность — время учебы в младших классах школы, когда дети получают удовольствие от пребывания в обществе однополых сверстников (не ради сексуальных целей, а в силу потребности в друзьях и товарищах) (Bukowski, Gauze, Hoza, and Newcomb, 1993). Дружба с детьми того же пола — очень важная фаза развития, и любой нормальный ребенок проходит через нее (Lempers, and Clark: Lempers, 1993). В предподростковый период такие отношения играют огромную роль в формировании личности юного человека и последующих гетеросексуальных контактах. Дружба с подростками своего пола критична для формирования идентичности. Достигая понимания со сверстником того же пола, ребенок этого возраста расширяет представление о своем Я и самоутверждается (Paul, and White,
1990). В течение этой стадии дети активно избегают общения с представителями противоположного пола (Adler, Kleis, 1992) и половое разделение свойственно даже для нейтральных по половому признаку
Занятий. Если же вылазки во вражеский лагерь и происходят в середине детства, то имеют романтическую окраску. Торн (Thorne, 1986) назвал это «пограничной работой» и считает, что она способствует еще большему укреплению границ между полами. Отмеченное половое разделение является универсальным явлением, оно свойственно абсолютно всем культурам — от Швеции (Tietjen, 1982) до Западной Кении (Harkness, and Super, 1985).
3. Гетеросоциальность — этап развития подростка и взрослого человека, во время которого человек удовлетворяет свои потребности в общении и дружбе с лицами обоих полов (Goff, 1990). Установление близости с представителем другого пола является одной из главных задач позднего подросткового периода (Paul, and White, 1990). Неудача в завязывании близких отношений с представителем противоположного пола может стать причиной сильной тревоги, страхов в отношении своих сексуальных возможностей и низкой самооценки. Подростки старшего возраста особенно остро переживают чувство своей сексуальной неполноценности.
Для некоторых подростков мучительным испытанием становится необходимость завязать знакомство и наладить непринужденные отношения с человеком противоположного пола. В разделе «Личное дело» приведен ряд типичных вопросов, беспокоящих подростка, который испытывает потребность в установлении новых для себя связей.
Вместе с половой зрелостью приходит лучшее понимание противоположного пола, исчезают неприязненные чувства по отношению к нему, устанавливается эмоциональный контакт. Девушка, которая раньше казалась жеманной, насмешливой и неприятной девчонкой, расцветает прямо на глазах. С одной стороны, взрослеющий юноша очарован и заинтригован ее обаянием