Все формы списывания типичны. Наиболее вероятная причина списывания — страх провалиться или сделать плохо.
Второй подход к нравственному образованию, называемый нравственное развитие, исходит непосредственно из теории и исследований Кольберга и стал популярным с 1970-х гг. Подход основан на предположении, что для развития у подростков суждений более высокого уровня они должны быть помещены в среду, где есть такой способ суждения (Harding, Snyder, 1991). При таком подходе обычно исследуются отдельные случаи или моральные дилеммы, которые предлагается решать ученикам (Milss, 1987а, Milss, 1987b, 1988). Рассмотрим в качестве примера одну из них.
Четырнадцатилетний Джо очень хотел поехать в летний лагерь о>пдыха Его отец обещал, что разрешит эту поездку, если Джо сможет самостоятельно накопить необходимую сумму. Юноша начал подрабатывать после школы и заработал необходимые $40 и даже кое-что сверх этой суммы. Но накануне отъезда отец неожиданно изменил свое решение, так как друзья пригласили его на рыбалку и у него возникли проблемы с деньгами. Поэтому он велел Джо отдать ему все его сбережения. Но мальчик не хотел отказываться от поездки в лагерь и решил не omdaeaiiib деньги отцу (Pagliuso, 1976, р. 126).
Ученикам было предложено ответить на следующие вопросы.
Следует ли Джо отдать деньги отцу или нет? Почему?
Что вы думаете о требовании отца отдать ему заработанные сыном деньги?
Если Джо послушается отца, будет ли это означать, что он хороший сын?
Всегда ли нужно выполнять данные обещания?
Внушение — подход к нравственному образованию, при котором учеников обучают воспринимать определенные нравственные ценности, такие как честность и надежность.
Учителям следует самостоятельно придумывать ситуации, имеющие непосредственное отношение к жизни школьников и их повседневным проблемам.
Третий подход к нравственному образованию, разъяснение ценностных представлений, был особенно принят в 1970-1980-х гг. При этом рассматривается не содержание моральных приоритетов, а процесс их приложения к конкретной ситуации. Целью такой работы является не простое насаждение в умы учеников определенного набора нравственных понятий. Задача ставится шире: помочь учащимся правильно оценить свои внутренние убеждения и поступки; научить их взвешивать все «за» и «против» того или иного решения, предвидеть вероятные последствия решения и уже на основании этого анализа делать выбор; научить находить средства достижения поставленных целей, не идущие вразрез с собственными моральными установками.
Нравственное развитие — подход к нравственному обучению, который использует нравственные дилеммы и направлен на предоставление молодежи возможности для рассуждения на высоком уровне сложности.
Прояснение ценностей — метод обучения ценностям, который помогает студентам осознать собственные представления и ценности
Анализ — подход к нравственному обучению, в котором делается акцент на использовании логических суждений для решения социальных дилемм.
Активное обучение — подход к нравственному обучению, который связан с работой с муниципальными службами.
Конечно, и у метода разъяснения ценностей есть слабые места. Например, может ли человек быть объективным в оценке самого себя? Те, кто поддерживает этот метод, полагают, что в свободном демократическом обществе необходимо разрешать человеку придерживаться тех ценностных представлений, которые он выбирает; государство не может указывать людям, как им думать. Критики этого метода полагают, что некоторые нравственные выборы более предпочтительны, чем другие, и безответственно сообщать подросткам, что все моральные выборы имеют равную валидность.
Учителя, применяющие подход разъяснения ценностей, используют различные методы. Студентам предлагается подумать об их ценностных представлениях и обсудить это друг с другом; им могут предложить реальные или гипотетические этические дилеммы, которые они должны разрешить. Можно предложить студентам сделать нравственный выбор. Например, можно решить, следует ли разрешать людям шуметь так, как они хотят (индивидуальная свобода), или нужно ограничивать это поведение правилами, чтобы не нарушать покой других. Студентов также просят пропагандировать их приоритеты (Rice, 1980).
Четвертый подход, анализ, никогда не был столь популярным, как другие. В этом подходе студентов учат включать критическое мышление и суждения при нравственных решениях. Вообще, уроки чаще концентрируются на социальных ценностных представлениях, а не личностных диллемах. Во многих случаях используется инструкция, требующая активации критического мышления, что позволяет студентам практиковаться в прояснении проблем, моделировании и оценке правдивости фактов, используемых для поддержания различных позиций, оценивании релевантности фактов, ведущих к тем или иным заключениям, и мыслить, применяя все это (Huitt, 2003).
Самые лучшие школы объединяются с социальными службами, включаясь в выполнение необходимых задач. Эта проблема позднее будет обсуждаться в главе 16.
Выводы о влиянии различных факторов на мораль подростков
1. В этой главе мы рассмотрели четыре основных аспекта морального развития:
¦ теории развития моральных суждений, представленные Пиаже, Кольбергом, Гиллиган и учеными, придерживающимися социальнокогнитивного подхода;
¦ роль семьи в моральном развитии;
¦ влияние религиозных верований и практик;
¦ социальное влияние сверстников, телевидения и образования на моральные ценности и поведение.
2. Пиаже выделил две стадии морального развития — мораль сдерживания (или подчинения) и мораль сотрудничества (или взаимодействия). Между ними имеется переходная стадия, в течение которой правила становятся внутренними установками и человек переходит от гетерономии к автономии.
3. Кольберг выделил три уровня морального развития: преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный.
4 — Как и Пиаже, Кольберг подчеркивал, что уровень морали человека зависит от его мотивов к совершению правильных поступков. Пиаже говорил, что по мере развития морали у детей они все меньше зависят от внешнего авторитета и контроля, а больше полагаются на внутреннее, субъективное желание взаимодействовать и учитывать права и чувства других.
5. По большей части Кольберг утверждал то же самое: детские мотивы постепенно меняются от желания избежать наказания и получить поощрение от других, избежать неодобрения к более положительным мотивам, таким как стремление добиться уважения и избежать угрызений совести.
6. Адекватное когнитивное развитие необходимо для развития морального, но не является залогом его успешности.
7 — Теория Кольберга лучше описывает моральное развитие представителей западной цивилизации, чем людей, принадлежащих к другим культурам. Также моральное развитие людей не всегда строго соответствует стадиям Кольберга.
8. Теория Кольберга основана на исследованиях мужчин. Позже исследователей заинтересовало, насколько применимы стадии Кольберга к моральному развитию женщин. Одна из учеников Кольберга, Кэрол Гиллиган, посвятила свои исследования этой проблеме.
9 — Хотя Гиллиган считает, что женщины решают моральные дилеммы, полагаясь на чувства, а мужчины — с точки зрения закона, большинство исследователей считают, что решения мужчин и женщин зависят от конкретной ситуации, представленной в дилемме, и что и мужчинам, и женщинам свойственны оба подхода в решении дилемм.
10. Направление морального развития одинаково во всех трех теориях: от аморальности и внешнего контроля к внутреннему контролю; от негативной, эгоистичной мотивации к позитивной, альтруистичной; от желания избежать наказания к желанию избежать угрызений совести.
11. Социально-когнитивная модель выделяет три типа правил: моральные правила, правила поведения в социуме и личные предпочтения. Часто споры между подростками и их родителями происходят потому, что они рассматривают одну и ту же ситуацию, руководствуясь разными типами правил.
п
12. Моральные суждения необходимы для морального развития, но не гарантируют его. Многие факторы, такие как особенности периода полового созревания, уровень эмпатии, культурное происхождение и личностные качества, — вместе определяют, насколько моральным будет человек в своих поступках.
13. Многие, но не все, аспекты просоциального поведения улучшаются в подростковом возрасте.
14. Моральный рост и развитие нельзя рассматривать вне связи с другими аспектами жизни подростков. Они во многом связаны с отношениями между подростками и родителями и в меньшей степени — с взаимоотношениями со сверстниками. Происходящее с ребенком в семье, в кругу сверстников и соседей отражается на его моральном развитии.
15. Большинство американских подростков верят в Бога и довольно религиозны. Подростки чаще верят в Бога, если их родители религиозны и принадлежат к одной конфессии. Однако в старшем подростковом и молодом возрасте религиозность снижается и восстанавливается после вступления в брак и появления детей. Религиозность положительно влияет на поведение подростков.
16. Подростки проводят у телевизора больше 20 часов в неделю. Это вызывает опасения, так как в телевизионных программах присутствуют сцены насилия, сексуальные отношения представляются потребительскими и лишенными чувств, реклама подталкивает подростков бездумно тратить деньги.
17. Все больше и больше людей считают, что школы должны играть важную роль в нравственном воспитании. Некоторые считают, что школы должны прививать только определенные моральные ценности; другие — что нужно развивать суждения, прививать истинные ценности и учить нравственности
18. Широко распространено списывание в школах, эта практика все больше и больше воспринимается как приемлемая. Самой распространенной причиной списывания является страх перед неудачами.
Ключевые термины
Автономная нравственность
Активное обучение
Анализ
Внушение
Гетерономная нравственность
Дифференциальные ассоциации
Конвенциональное нравственное развитие
Личные предпочтения
Метапознание
Нравственное развитие
Нравственность по принуждению
Нравственность сотрудничества
Нравственные правила
Общепринятые нормы поведения
Объективные суждения
Ориентация на закон и порядок
Ориентация на инструментальный гедонизм
Ориентация на наказание
Ориентация на социальный контракт
Ориентация «хороший мальчик/хорошая девочка»
Постконвенциальное нравственное развитие
Постоянное правосудие
Преконвенциальное нравственное развитие
Просоциальное поведение
Прояснение ценностей
Социально-когнитивная модель
Социальный капитал
Субъективные суждения
Суждения на основе универсальных принципов
Вопросы для обсуждения
Личные размышления
1. Помните ли вы, как верили в моментальное наказание? А может, вы до сих пор считаете, что при нарушении правил наказание неизбежно?
2. Вспомните свое прошлое и те случаи, когда вы спорили с родителями о том, руководствоваться ли социальными нормами, или собственными предпочтениями в той или иной ситуации? Приведите примеры.
3. Вспомните случай, когда вы поступили морально. Почему вы так поступили? Вспомните случай, когда вы нарушили мораль. Почему вы это сделали? Можете ли вы обобщить, в каких случаях поступаете морально и нарушаете мораль.
4 — Вы религиозны? В какой степени? Влияют ли ваши религиозные воззрения на поведение? Если да, то как?
5. Считаете ли вы, что американские подростки слишком много смотрят телевизор. Почему да или почему нет?
6. Какие опасения у психологов вызывает показ секса по телевидению? Согласны ли вы с ними?
Групповое обсуждение
7. Сравните и противопоставьте моральные суждения ребенка с гетерономным моральным мышлением и человека с автономным моральным мышлением.
8. Действительно ли взрослые руководствуются субъективными, а не
Объективными моральными суждениями? Если да, то почему наказание за покушение на убийство мягче, чем за совершение убийства?
9. Как бы отличались рассуждения людей на стадиях предусловных, условных и постусловных моральных суждений, если бы они решали, взять или не взять велосипед брата, который он запретил брать?
10. С какими критиками теории Кольберга вы согласны? Не согласны? Почему?
П. Как вы себя ведете, если видите, что кто-то нарушает моральные правила? Социальные условности? Приведите пример, чтобы подтвердить свою точку зрения.
12. Какие семейные практики позитивно влияют на моральное развитие?
13. Как тип дисциплины влияет на моральное развитие?
14. Как моделирование влияет на моральное развитие?
15. Какими четырьмя способами сверстники могут влиять на моральное поведение друг друга?
16. Представьте, что ваш сосед по комнате утверждает, будто насилие на телевидении никак не влияет на зрителей. Что бы вы ему ответили?
17. Каким ценностям учат нас телевизионные рекламные ролики?
18. Какой подход к моральному образованию вам нравится? Почему?
19. Как школы должны реагировать на списывание?
Вопросы для дискуссии
20. Кэрол Гиллиган была права: некоторая доля самозащиты более моральна, чем постоянное самопожертвование.
21. Моральная ориентация на закон более важна, чем ориентация на заботу.
22. Подростков нужно заставлять посещать религиозные службы независимо от того, хотят они этого или нет.
23. Обучение моральным ценностям должно быть частью школьной программы.
24. Школы не могут быть морально нейтральными.
Рекомендуемая литература
1. Brooks, В. D., and Goble, F. G. (1997). The Case for Character Education: The Role of the School in Teaching Values and Virtue. Northridge, CA: Studio 4 Productions.
2. Goodman, J. F, and Lesnick, H. (2000). The Moral Stake in Education: Contested Premises and Practices. Boston: Allyn & Bacon.
3. Hamilton, J. T. (2000). Channeling Violence. Princeton, NJ: Princeton University Press.
4. Killen, М., and Smetana, J. (Eds.). (2006). Hand book of Moral Development. Mahwah, NJ: Erlbaum.
5. Kirsh, S. J. (2006). Children, Adolescents and Media Violence: A Critical Look at the Research. Thousand Oaks, CA: Sage.
6. Nucci, L. P. (2001). Education in the Moral Domain. Cambridge, England: Cambridge University Press.
7. Palmer, E. L., and Young, В. M. (Eds). (2003). Faces of Televisual Media: Teaching, Violence, and Selling to Children. Mahwah, NJ: Erlbaum.
8. Roelilkepartain, E. C, King, P. E., Wagener, L., and Benson, P. L.
(Eds). (2006). The Hand book of Spiritual Development in Childhood and Adolescence. Thousand Oaks, CA: Sage.
9. Ryan, K., and Bohlin, К. E. (2003). Building Character in Schools: Practical Ways to Bring Moral Instruction to Life. San Francisco: Jossey-Bass.