Родители, которые постоянно ведут со своими детьми объявленную или необъявленную войну по поводу домашних обязанностей и ответственности, должны понять, что эту войну невозможно выиграть. У детей больше времени и энергии, чтобы сопротивляться нам, чем у нас, чтобы принудить их к повиновению. Даже если нам удастся победить в этой битве и навязать ребенку свою волю, он отплатит нам за это апатией, неврозами, непослушанием или поведенческими нарушениями.
Есть только один способ победить — склонить ребенка на свою сторону. Эта задача может показаться невыполнимой, но в действительности она всего лишь трудна, и каждый из нас обладает достаточными способностями для ее решения. Даже если в данный момент мы не находимся в дружеских отношениях с ребенком, мы можем установить такие отношения в самом ближайшем будущем.
Есть несколько способов, с помощью которых родители могут начать благоприятные изменения:
1. Выслушивать ребенка со вниманием. Дети чувствуют подавленность и негодование, если им кажется, что родителям не интересны их чувства и мысли. В результате дети приходят к заключению, что их собственные идеи глупы и не стоят внимания, а сами они не способны любить и быть любимыми.
Внимательно слушающий ребенка родитель показывает, что уважает и высоко ценит его идеи. Такое уважительное отношение внушает ребенку чувство собственной ценности и значимости. Чувство своей личной ценности делает ребенка способным более эффективно вести себя в мире внешних событий и чужих людей.
2. Предупреждать вспышки гнева. Родителям следует сознательно воздерживаться от слов и замечаний, которые могут вызвать ненависть и возмущение ребенка.
Оскорбления: Ты — позор школы и несчастье для семьи.
Презрительные клички: Бездельник, дубина, ничтожество, идиот.
Пророчества: Ты закончишь свои дни в тюрьме, вот что тебя ждет.
Угрозы: Если ты сейчас же не наведешь порядок, можешь забыть о гулянье.
Обвинения: Ты всегда первый создаешь трудности.
Снисходительное покровительство: Закрой рот и послушай, что я тебе скажу.
3. Выражать свои чувства и мысли не в агрессивной манере. В трудных ситуациях воздействие родителей на ребенка становится много эффективнее, если родители выражают свои чувства и мысли в необидной для ребенка манере, не оскорбляя его личность и достоинство (см. главу 2).
Если родители внимательно и участливо выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний, а свои чувства и требования выражают в неоскорбительной для ребенка форме, то в душе ребенка начинают происходит благоприятные изменения. Сочувственная атмосфера сближает ребенка с родителями; их теплое отношение и искренность, заботливость и культура поведения замечаются и воспроизводятся ребенком. Конечно, такие изменения не происходят за одну ночь, но, в конце концов, усилия будут вознаграждены сторицей.
Усвоив новые отношения и навыки общения с ребенком, родители смогут многого добиться в приучении ребенка к ответственности. Но только личного примера недостаточно. Чувство ответственности приобретается каждым ребенком в результате его личных усилий и личного опыта, а пример родителей создает благоприятные отношения и климат для обучения. В этом случае чувство ответственности становится частью характера растущего человека. Очень важно определить, какой мерой ответственности можно наделять ребенка на разных стадиях его развития.