Детям надо внушить ясное различение между приемлемым и неприемлемым поведением. Дети чувствуют себя более надежно, когда знают границы допустимых действий. Пользуясь способом, предложенным доктором Фрицем Редлем, мы можем сказать, что поведение детей распределяется на три цветные зоны: зеленую, желтую и красную. Зеленая зона представляет собой желательное и санкционированное поведение, область, где наше «да» дается ребенку свободно и милостиво. Желтая зона представлена поведением, которое не санкционировано, но терпимо ввиду особых обстоятельств. К таким особым обстоятельствам относятся:
1. Допуск для новичка. Начинающего водителя не штрафуют, если он, включив сигнал правого поворота, поворачивает налево. Такие непреднамеренные ошибки терпимы, так как ожидается, что в будущем, с накоплением опыта, они не будут повторяться.
2. Допуск на тяжелые времена. Особые стрессовые ситуации: несчастные случаи, заболевания, переезд на новую квартиру, разлука с друзьями, смерть или развод родителей требуют особого, более мягкого подхода к детям. Мы даем такое послабление в знак того, что понимаем трудности ребенка и потребность в том, чтобы привыкнуть и приспособиться к новым обстоятельствам. При этом мы не притворяемся, что нам нравится такое поведение. Наше отношение ясно говорит ребенку, что его плохое поведение терпят только ввиду исключительных обстоятельств.
Красная зона представляет собой поведение, которое нельзя терпеть и, безусловно, надо прекратить. Сюда относится поведение, угрожающее здоровью и благополучию семьи, финансовому состоянию. Сюда также относится поведение, запрещенное по юридическим, этическим или социальным нормам.
Запретительные меры в красной зоне так же важны, как разрешительные меры в зеленой зоне поведения. Если ребенку позволяют вести себя нетерпимым образом, то его тревога от этого только возрастает. Восьмилетний мальчик, которому разрешили прокатиться на заднем бампере автобуса, обвиняет свою мать в том, что она не любит его: «Если бы ты действительно любила меня, то не разрешила бы мне прицепиться к автобусу. Ведь я мог погибнуть».
Другой ребенок думал, что у его отца неправильные представления о воспитании и неправильные моральные стандарты, потому что он разрешил сыну носить нож с выкидным лезвием. Другой мальчик потерял уважение к своим родителям после того, как они разрешили его друзьям устроить настоящий погром в его научной лаборатории. Маленькие дети не притворяются, им действительно очень трудно справиться со своими социально неприемлемыми импульсами. Родители должны стать союзниками детей в борьбе с такими импульсами. Накладывая ограничения, родители предлагают ребенку помощь. Останавливая опасное поведение, ограничение также представляет собой молчаливое послание: «Ты не должен бояться своих импульсов. Я не дам зайти тебе слишком далеко. Ты в безопасности».