В раннем подростковом возрасте дружба происходит между подростками одного пола, она добровольна и основана на индивидуальном сходстве.
Почему друзья подростков обычно похожи на них? Одна из причин в том, что подростки сознательно выбирают друзей, похожих на себя самих (Urberg, Degirmencioglu, and Tolson, 1998). Похожие на нас друзья подтверждают наш статус и повышают самооценку. Другая причина похожести друзей-подростков в том, что после того, как они становятся друзьями, они проводят больше времени в совместных делах. Однако, наперекор представлениям многих подростков, друзья редко побуждают друг друга к выбору того или иного занятия (Berndt, 1992). Скорее они обмениваются информацией, одобряют или не одобряют те или иные действия и являются примерами друг для друга. Дружба обычно заканчивается, если подростки слишком давят друг на друга.
Подросткам нужны близкие друзья, с которыми можно поделиться секретами, планами, чувствами и которые смогут помочь в трудную минуту. Их лучшие друзья обычно имеют то же социоэкономическое происхождение, относятся к одной и той же этнической/расовой группе, живут по соседству, ходят в одну’ школу, разделяют те же ценности и взгляды
В раннем подростковом возрасте дружеские отношения насыщенны, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если потребности их
Близкие друзья будут всегда с ними и на их стороне, и они реагируют досадой и гневом, когда ожидания не оправдываются. Поскольку подростки часто эгоцентричны, у них могут возникнуть нереалистические ожидания об уровне поддержки, которую оказывают им их друзья. Всякий раз, когда желания неуравновешенных, незрелых в социальном плане подростков не получают своего удовлетворения, ответом становится бурный всплеск эмоций, что может привести к временному или окончательному разрыву отношений. Дружба ранних подростков поэтому часто нестабильная и эмоциональная.
Хотя строгая однополая структура дружеских отношений рушится в подростковом возрасте (Dunphy, 1963), подростки все равно чаще выбирают друзей своего пола (Hartup, 1983). Сплоченность различает отношения между мальчиками и девочками в этом возрасте (Berndt and Perry, 1990). Девочки сообщают, что их отношения более доверительные, чем мальчики (Blyth, and Fostrer-Clark, 1987) и они более близки, чем мальчики, со своими друзьями (Dolgon, and Kim, 1994). Мальчики считают, что могут быть обмануты, если чересчур будут доверять своим друзьям (Berndt, 1990; Yoniss, and Smolar, 1985), поэтому в своих разговорах мальчики-друзья скорее хвастаются друг перед другом своими достижениями (Stapley, and Haviland,
1989). Девочки-подростки чаще обращаются к своим друзьям за эмоциональной поддержкой, чем мальчики (Lederman, 1993). Когда мальчики нуждаются в поддержке, они ожидают, что друзья окажут им конкретную, материальную помощь, а также надеются, что друзья станут на их сторону в конфликте с более сильным или значимым оппонентом (Douvan, and Adelson, 1966). В подростковом возрасте девочки начинают испытывать переживания, связанные с дружбой. Они больше, чем мальчики, беспокоятся о честности и искренности взаимоотношений с подругами (Schneider, and Couts, 1985).
СВОИМИ СЛОВАМИ
Мой лучший друг — парень (пишет девочка-школьница). Мы так много пережили вместе, что я воспринимаю его неотъемлемой частью своей жизни. Если мы были далеко друг от друга, то часами болтали по телефону. В наших взаимоотношениях был только один нелепый момент, когда мы решили, что хотим быть больше, чем друзьями. Я только что разошлась со своим парнем, а он — со своей девушкой, и я думаю, что оба мы нуждались в любви. Поэтому мы решили любить друг друга. Мы целовались, и мне казалось, что я целую брата, а моему другу — что он целует сестру. Поэтому мы решили покончить с этим и вернуться к нашим прежним отношениям. Я проживала вместе с ним все его романы. Он спрашивал моего совета, и я с радостью ему его давала. Однажды его бросила девушка, и он позвонил мне, весь в слезах. Я пыталась его убедить, что он в этом не виноват.
Он, в свою очередь, был моим поверенным в сердечных делах. Дома я была хорошей девочкой, но в других ситуациях — довольно взбалмошной. Он всегда был моей опорой и поддерживал все мои начинания. Когда первый раз попробовала курить, он узнал об этом первым и принял это как должное.
Меня перестали замечать с тех пор, как я в один и тот же год стала носить очки и брекеты. Я тусовалась с крутыми ребятами, но они никогда по-настоящему не пускали меня в свой круг. Однажды один парень попросил у меня джойстик для видеоигр, но потом не пригласил меня поиграть в видеоигры дома. За обеденным столом я обычно сидела рядом с мусоркой, и все передавали мне свои объедки, чтобы я их выбросила. Когда мне удавалось сесть подальше от мусорки, объедки все равно передавали мне, и приходилось вставать
Популярна, и если и выбрасываю за кем-то мусор, то только потому, что хочу казаться милой!
Дружеские связи раннего подросткового периода не отличаются устойчивостью. Они становятся более стабильными с возрастом. Этот рост стабильности объясняется социальным когнитивным развитием, снижением эгоцентризма и лучшими навыками общения (Erwin, 1993). После 18 лет дружеские отношения снова становятся нестабильными, так как молодые люди в это время часто покидают дом, чтобы продолжить обучение в колледже, поступают на работу или начинают военную службу, вступают в брак.
Привязанность — ранняя эмоциональная связь, формируемая между ребенком и родителями.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Взаимоотношения подростков и адаптация
Оценивая все возрасты, необходимо отметить, что влияние сверстников зависит от возраста ребенка. Ребенок в большей мере зависит от родителей в период среднего и позднего детства и более зависит от сверстников в раннем и среднем подростковом возрасте. В поздний подростковый период люди демонстрируют большую устойчивость к влиянию сверстников и большую способность к автономному поведению. Для многих подростков ориентация на мнение сверстников не обязательно связана с отвержением мнения и ценностей родителей.
Подростки, сообщающие о меньшей эмоциональной поддержке от родителей, менее включены в дела семьи и больше подвержены влиянию делинквентного поведения сверстников, чем те, кто сообщает о поддержке и включенности в их жизнь семьи. Сходным образом излишняя автономия от влияния родителей, как обнаружено, связана с ранней сексуальной активностью у девочек. Таким образом, на развитие подростков и их адаптацию к обществу одинаковым образом влияют семья и сверстники.
Расширение дружеских связей
Когда подростки покидают стены начальной школы для продолжения учебы в средней школе, их дружеские отношения становятся намного более широкими и разнообразными. У них появляется возможность знакомиться со сверстниками из других районов, иных социальных классов и этнических групп. Их новые знакомые могут вести себя, одеваться, разговаривать и думать иначе, чем прежние.
Одна из социальных задач в этот период — расширить круг знакомств, научиться общаться и ладить с самыми разными людьми. Обычно в течение раннего подросткового периода (примерно до 15 лет) число друзей возрастает. Затем подростки становятся более разборчивыми и количество дружеских связей уменьшается.
Совместные дела друзей
Как проводят время подростки со своими друзьями? Чем занимаются? Большое исследование с участием более чем 2 тыс. канадских учащихся средних классов, проведенное в середине 1990-х гг., дало нам
Исчерпывающие ответы на эти вопросы (van Roosmalen, and Krahn, 1996). Одним из популярных занятий этих учеников были тусовки. Тусуясь, некоторые девочки собираются у кого-нибудь из подруг дома. Также, тусуясь, они занимались и другими делами. К примеру, по субботам выполняли различные обязанности по дому. Мальчики тусуются меньше, чем девочки.
Просмотр телевизора также был признан популярным занятием у этих подростков. И хотя они проводили много времени у телевизора, он не являлся самым популярным видом досуга. Существовало несколько гендерных различий в том, как подростки смотрят телевизор. Большинство девочек и мальчиков по субботам смотрели мультфильмы. Большинство мальчиков смотрели спортивные программы. Девочки почти не уделяли внимания программам о спорте.
ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Что подростки ждут от дружбы
Кларк и Айерз провели исследование, целью которого было выяснить, чего подростки ожидают от своих дружеских связей (Clark, and Ayers, 1993)и пришли к следующим выводам:
1. В ранние школьные годы в дружеских отношениях первостепенную роль играет возможность посвящать время одним и тем же занятиям, что остается важной характеристикой дружбы между сверстниками в течение всего подросткового периода. Общность занятий рассматривается как крайне важный, способствующий упрочению связей между приятелями фактор. Близость интересов способствует возникновению взаимных симпатий.
2. Подростки в эти годы ждут от своих друзей честности, открытости и непосредственности, особенно в выражении тех чувств, которые
Касаются их дружбы. Дети в раннем подростковом возрасте отличаются высокими нравственными требованиями к своим ровесникам, однако они сознают, что многие могут им и не соответствовать, и поэтому удовлетворяются дружбой с теми, чьи нравственные качества ниже ожидаемых. Они подчеркивают значимость искренности, которая способствует упрочению дружбы, в то время как отсутствие искренности, или «притворство», называется подростками одной из главных причин ухудшения товарищеских отношений.
3. Подростки младшего возраста особенно ценят в своих товарищах такие качества, как постоянство и верность дружбе.
4. Подростки хотят быть уверенными, что они встретят в друзьях отзывчивость и понимание. Однако между ожиданиями мальчиков и девочек имеются некоторые отличия. Отношения между девочками отличаются большим взаимопониманием и чуткостью; мальчики меньше нуждаются в понимании друзей и не ждут от них такой верности и постоянства, как девочки от своих подруг. В целом можно сказать, что дружбе в раннем подростковом возрасте свойственны многие из качеств, которые подростки считают необходимыми для поддержания хороших товарищеских отношений. Тем не менее девочки ожидают от дружбы больше, чем она может им дать. Этот акцент на «порядочность» друзей подкрепляет часто высказываемую точку зрения, что подростки младшего возраста больше тянутся к тем приятелям, которые не впутываются в неприятности (Gillmore,
Hawkins, Day, and Catalano, 1992).
Многие молодые люди, по результатом канадского исследования, проводили
Значительное время (1-5 часов в неделю), катаясь на машине. Это занятие
Было более популярно среди парней, чем среди девушек. Они «ездили по городу», «просто катались» или колесили в поисках подружек.
Девочки чаще, чем мальчики, проводили время с друзьями в торговых центрах. Они бродили по магазинам, рассматривали витрины, примеряли одежду, наблюдали за другими компаниями подростков и обедали там. Девочки-подростки также чаще, чем мальчики, проводили время, общаясь с друзьями и членами семьи. Девушки чаще проводили время «разговаривая по телефону с парнем», «беседуя внизу с мамой и папой», «разговаривая с бабушкой», «болтая с сестрой» или просто «гуляя и болтая с друзьями». Когда мальчики проводят время в общении, они обычно говорят «разговаривал с друзьями», «пил пиво и болтал с друзьями», «сидели и болтали» или они ночевали с друзьями, а утром «сидели и болтали». Мальчики меньше разговаривают по телефону и общаются с родными.
Принадлежность к группе и популярность в ней
По мере расширения круга знакомств подростки начинают все больше ощущать потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Одно из исследований показало, что мальчики в большей степени озабочены статусом или атрибутами, которые сопутствуют принятию в члены группы, чем девочки. Последних больше интересует наличие чувства общности и близости внутри относительно небольшой группы сверстниц (Benenson, 1990). Однако как мальчики, так и девочки хотят нравиться своим ровесникам. Для детей среднего подросткового возраста главная цель — быть признанными членами компании или группы, которая их больше всего привлекает. На этом этапе они очень чувствительны к критике или негативной реакции со стороны других. Они переживают по поводу того, что о них думают люди, поскольку их представление о собственной личности и самооценка в немалой мере являются отражением мнения окружающих.