Профессия скорее всего будет соответствовать вам, если она соответствует вашим интересам, способностям и ценностям (Ginsberg, Gottfredson, Gati) и личности (Holland).
Модель последовательного отсеивания Гати
Гати в 1995 г — самостоятельно разработал и в 1998 г. в соавторстве усовершенствовал модель выбора профессии, основанную на существующих теориях принятия решений. Он разделил процесс выбора профессии на две большие фазы: просмотр и глубокий анализ, что не похоже на чувственную и реалистическую стадии Гинзберга. Однако он основывался на работах Гинзберга, объединяя интересы, способности и ценности в профессиональные аспекты и противопоставляя их аспектам внутреннего предпочтения или связанными с работой характеристиками. С точки зрения Гати, профессиональные аспекты должны предшествовать аспектам внутреннего предпочтения.
Теория Гати была создана для того, чтобы помочь специалистам по занятости, помочь клиентам в выборе профессии, она состоит из нескольких этапов: определение проблемы, выделение различных карьерных аспектов, оценка важности каждого из аспектов, определение как оптимальных, так и приемлемых уровней этих аспектов, отсеивание тех профессий, которые не соответствуют важным аспектам, сбор дополнительной информации об оставшихся возможных профессиях, определение отношения клиента к предложенным профессиям, определение действий, которые должен предпринять клиент для получения подобной работы. Ключевой элемент подхода Гати — это помощь клиентам в нахождении наиболее приемлемой для них профессии, учитывая все важные характеристики.
Кто влияет на выбор
Родители
Существует множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми (Young, and Friesen, 1992). Один из вариантов — прямое наследование профессии: сын или дочь принимает дело родителей, продолжение семейного бизнеса представляется более легким и мудрым решением, чем начало своего собственного. Родители оказывают влияние, обучая своей профессии. Отец-плотник учит сына, когда берет его с собой на работу или просит друга взять сына в ученики. В семьях с низким социально-экономическим статусом подростки часто вообще не имеют выбора. В таких семьях многие матери и отцы передают свое мастерство детям.
Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Несомненно, воздействуют и общая атмосфера, профессиональные семейные традиции (Lent, Brown, Hackett, 2000). Влияние старших братьев и сестер также важно при стимулировании мужских или женских интересов. Отец-музыкант оказывает влияние на ребенка, склоняя его к занятиям музыкой и прививая любовь к ней, совсем иначе, чем это делает не музыкант. Таким же образом мать юрист обычно желает, чтобы ее ребенок с детства готовился к той же профессии.
Родители создают ролевые модели, которым следуют дети. Хотя родители могут и не стремиться повлиять на выбор детей, но они делают это своим примером, особенно если дети тесно идентифицируют себя с ними. К примеру, Кастелино, Лернер и вон Ай (Castellino, Lerner, and von Eye, 1998) обнаружили, что отношение матери к своей работе, включая ее престижность и удовольствие от роли работающей матери, влияют на выбор профессии как девочек, так и мальчиков-подростков.
Родители могут повлиять на профессиональное самоопределение подростков, выступая для них в качестве примера. День, проведенный ребенком у вас на работе, даст ему возможность увидеть, как работают родители
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Нерешительность в выборе профессии и влияние семьи
В многочисленных книгах о процессе выбора молодым человеком своей будущей профессии роль семьи обычно игнорировалась. Некоторые подростки слишком зависимы от воли родителей и несвободны в проявлении собственной инициативы. В таких ситуациях индивидуальность и самостоятельность человека выражены очень слабо, молодые люди не могут освободиться от родительского диктата и выработать собственную позицию по жизненно важным вопросам. Они страдают от заниженной самооценки, подчиненности чужой воле и недостаточной уверенности в себе, поэтому им бывает очень трудно принять самостоятельное решение относительно будущей профессии. Принимаемые такими подростками решения в значительной степени обусловлены эмоциями и являются реакцией на желания родителей (Kimmier, Brigman, and Noble, 1990).
Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или специализации в колледже, на приобретении указанной ими профессии. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов или желаний своих детей, могут обречь их всю жизнь заниматься делом, к которому они совершенно не приспособлены. Зачастую подростки не решаются возражать родителям и соглашаются с их желаниями, чтобы сделать им приятное или просто оттого, что сами не знают, чего хотят. Одним из мотивов такого «произвола» со стороны родителей может быть желание видеть, что ребенок приобрел специальность, которой они сами всегда интересовались, но так и не смогли ее получить. В этом случае родители хотят осуществления своей мечты через детей. Может быть, отец или мать нашли удовлетворение в своей профессии и полагают, что детям она тоже понравится. Известно множество примеров, когда отец настаивает, чтобы его сын поступил в тот же колледж или университет, вступил в ту же студенческую организацию, также играл бы в футбол, приобрел такую же специальность. Отец может оказывать давление посредством денег, или же отправляя сына учиться в свою бывшую школу, или заставляя вступить в свою бывшую студенческую организацию. Другие родители, не ожидая от своих детей больших успехов на каком-либо поприще, дают им невысокое образование, ограничивая, таким образом, для них широту возможного профессионального выбора (Galambos, and Silbereisen, 1987).