Много ли подростков сегодня употребляют психоактивные вещества?

Пик числа подростков, употребляющих наркотики, пришелся на 1970-1980 гг., а потом это число стало уменьшаться. Численность подростков-наркоманов стабилизировалась в 1990-е гг. с небольшим ростом для кокаина и марихуаны. К сожалению, подростки начинают пробовать наркотики все в более раннем возрасте, и число девочек достигло числа мальчиков.

Из всех факторов риска злоупотребления наркотиками наиболее значимым является семейный фактор. Потребность в использовании наркотиков исходит от семьи, в которой дети растут (Repil, Teilor, Siman, 2002). Подростки, употребляющие наркотики, имеют менее близкие отношения с родителями, в таких семьях весьма невысок уровень взаимопонимания и взаимной поддержки (Smart, Chibucos, and Didier, 1990). Они чаще живут в семьях, в которых родители развелись (Doherty, Needle, 1991) и родитель, с которым остался ребенок, вступил во второй брак (Jenkins, Zunguze, 1998). Родители подростков, употребляющих наркотики, с большей вероятностью являются авторитарными, чем авторитетными, по сравнению с подростками, не принимающими наркотики (Adalbjarnardottir, Hafsteinsson, 2001; Fletcher, Jefferies, 1999). У пристрастившихся к наркотикам молодых людей родители либо злоупотребляют наркотиками сами, либо потворствуют этому (Andrews, Hops, Ary, Tildesley, Harris, 1993). К тому же такие родители меньше следят за своими детьми (Martens, 1997; Svensson, 2003). В общих чертах во всех исследованиях взаимоотношения в семьях подростков-наркоманов были схожи с отношениями в семьях, где молодые люди испытывали сильные эмоциональные расстройства. Таким образом, общая обстановка и психологическая атмосфера в семьях способствовали возникновению личных проблем, в поисках выхода из которых подростки зачастую прибегали к наркотикам.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ВОПРОСЫ

Употребление наркотических веществ коренными американскими подростками

Употребление наркотических веществ — это особо серьезная проблема коренной американской молодежи. Многочисленные исследования показали, что уровень употребления алкоголя среди подростков

Североамериканских индейцев выше, чем для любой другой этнической или расовой группы. Коренные американские тинейджеры также чаще, чем другие, курят марихуану и употребляют ингалянты. Фактически, если сравнить с молодежью из других расовых и этнических групп, подростки североамериканских индейцев чаще употребляют все основные виды запрещенных наркотиков, за исключением кокаина (Novins, Spicer, Deals, and Spero, 2004).

Коренные американцы употребляют наркотики в связи с теми же причинами, что и другие люди, и нет ничего такого, присущего их культурным традициям, что особенно содействует употреблению наркотиков (Beauvais, and LaBoueff, 1985). Вместо этого, как обсуждалось в главе 3, североамериканские индейцы подвержены сильному влиянию уникального исторического наследия и, как правило, низкого социоэкономического статуса. В целом, коренная американская молодежь сталкивается с большим количеством факторов риска по сравнению с подростками других рас и этносов.

Они чаще сталкиваются с финансовыми трудностями, чувствуют себя отчужденными в школе, отдалены как от своего коренного, так и от современного американского наследия, чувствуют безнадежность и страдают депрессией, страдают от употребления наркотиков родителями и сверстниками, испытывают социальную и физическую изолированность. Более того, программы по предотвращению и лечению, разработанные для других рас и этносов, могут быть не столь эффективными для коренных американцев.

Высокий уровень алкоголизма занимает огромную статью расходов здравоохранения среди коренных американцев. Среди взрослых высок уровень смертности из-за поражения печени, связанного с алкоголизмом. Частое злоупотребление алкоголем также ставит

Людей в рамки бедности, что делает маловероятным получение квалифицированной медицинской помощи. Также несоразмерно большое количество детей американских индейцев рождаются с фетальным алкогольным синдромом (ФАС), что приводит к проблемам в обучении и поведении, которые уменьшают их шансы на успешность в школе и в жизни.

Другая широко известная причина, по которой подростки употребляют наркотики, — это влияние сверстников. Многие исследования обнаружили связь между склонностью друзей к потреблению наркотиков. Другими словами, потребляющие наркотики имеют друзей, которые также их потребляют или кажутся потребляющими (Thornberry, and Krohn, 1997). Однако, возможно, что влияние сверстников лишь частично связано с потреблением наркотиков (Bauyman, and Annett, 1994,1996). Есть весомые основания считать, что подростки выбирают друзей, похожих на себя, поэтому если подросток планирует использовать наркотики, он или она найдет друзей, одобряющих их потребление. Если же он или она не желают быть зависимыми от наркотиков, то они выберут соответствующую компанию.

Почему молодежь хочет потреблять наркотики? Основная причина — это семья и обстановка дома. Подростки из дружных здоровых семей реже выбирают друзей-наркоманов (Bahr, Marcos, and Mauyghan, 1995). Влияние сверстников сказывается значительнее на подростках, живущих в нищете (MacGeekjy, 1992), по всем причинам, описанным в главе 3. Также старшие подростки чаще прислушиваются к своим сверстникам, чем младшие (Bush, Weinfurt, and Innotti, 1994). И, наконец, после того как подростки начали употреблять наркотики, влияние сверстников усиливается (Halebsky, 1987).

Некоторые из этих влияющих факторов, такие как стиль воспитания

Родителей и нищета, действуют на подростков обоих полов одинаково (Amaro, Blake, Schwartz, Flinchbaugh, 2001), в то время как другие оказывают разное влияние на девушек и парней. Парни, к примеру, более подвержены влиянию проблемных сверстников, чем девушки (Svensson, 2003). Девушки чаще мотивируются низкой самооценкой (Cramp, Lillie-Blanton, and Anthony, 1997), желанием похудеть (French, and Perry, 1996) или тем фактом, что они подверглись физическому или сексуальному насилию (Sarigiani, Ryan, and Peterson, 1999).

Профилактика и лечение

Еще до того, как подросток начинает принимать наркотики, можно применить превентивные меры. Профилактические программы способствуют снижению влияния факторов риска на потребление наркотиков. Национальный институт по борьбе с наркотической зависимостью обобщил результаты различных превентивных мер, чтобы разработать набор основных принципов, которые должны стать основой лучших программ (NIDA, 2003). Вот наиболее важные из них:

поиск факторов, усиливающих защиту, таких как хорошее функционирование семьи;

работа над снижением факторов риска, таких как бедность и неудачи в школе;

работа со всеми типами зависимости, включая нелегальное использование легальных препаратов;

фокусирование на работе общественности;

нацеленность на специфические потребности данного возраста (этничности ит. д.);

фокусирование на положительном влиянии родителей;

раннее начало работы с детьми, возможно, в дошкольном возрасте;

направленность на социальные навыки;

установка на успех в школе;

стремление быть разнонаправленными и долговременными;

использование интерактивного взаимодействия, такого как дискуссии сверстников, ролевые игры.

Заметьте, что этот список фактически идентичен характеристикам программ, направленных на предотвращение делинквентного поведения, ранних беременностей, ухода из школы, о которых говорилось ранее. (Все эффективные программы имеют одни и те же особенности.)

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Некоторые исследователи выявили определенную связь между различными семейными факторами и употреблением наркотиков. На употребление наркотиков молодыми людьми влияют следующие семейные факторы:

Семейная близость:

¦ изоляция подростка от семьи;

¦ отсутствие близости с родителями;

¦ недостаточная поддержка со стороны родителей;

¦ недостаток любви;

¦ неудовлетворенная потребность в признании, доверии, любви;

¦ отвержение и враждебность родителей;

¦ чрезмерно близкие отношения, вплоть до вмешательства в личную жизнь;

¦ недостаточное участие отца в делах семьи.

Конфликты:

¦ конфликты между родителями;

¦ безответственность мужа;

¦ несчастливая семья;

¦ несчастливая мать;

¦ дисгармония в семье;

¦ дети как заложники семейных ссор;

¦ сильные стрессы и психологические травмы.

Ребенок — козел отпущения:

¦ родители делают из ребенка козла отпущения во всех конфликтах и проблемах. Ролевая модель:

¦ родители как неадекватные ролевые модели;

¦ родители употребляют наркотики;

¦ родители служат ролевыми моделями употребления наркотиков;

¦ дети не хотят подражать родителям.

Разводы, неполные семьи:

¦ неполные семьи;

¦ один или оба родителя отсутствуют большую часть времени;

¦ отсутствие отца переносится особенно болезненно;

¦ отсутствие одного из родителей.

Дисциплина:

¦ родители не способны управлять ситуацией в семье;

¦ отсутствует последовательность в дисциплинарных требованиях;

¦ дисциплина слишком строгая или слишком вольная;

¦ недостаток четких правил, ограничений, указаний;

¦ чрезмерное использование наказаний.

Лицемерие:

¦ двойные стандарты поведения — одни для себя, другие для детей;

¦ отрицание родителями своей неправоты и ошибок. Психологические «костыли»:

¦ родители чувствуют неуверенность в борьбе с жизненными проблемами, поэтому употребляют наркотики в качестве психологических «костылей»;

¦ дети не учатся у родителей противостоять трудностям, а берут пример с тех, кто «борется» с проблемами с помощью наркотиков и алкоголя.

Недостаток общения:

¦ недостаточная способность к общению;

¦ родители не понимают детей;

¦ родители не стремятся к общению из опасения услышать что-либо нежелательное для себя;

¦ никто не слышит криков о помощи;

¦ результаты исследований показывают, что дети, которые могут открыто говорить со своими родителями, значительно реже прибегают к наркотикам, чем те, кто не может или не хочет этого делать (Kafka, and London, 1991).

Религиозность:

¦ проведенные исследования выявили обратную зависимость между религиозностью человека и употреблением им алкоголя или марихуаны, в чем проявляется влияние религиозного консерватизма.

Из работы: Coombs and Land sverk, 1988; Jurich, Poison, Jurich, and Bates, 1985; Melby, Conger, Conger, and Lorenz, 1993; Volk, Edwards,

Lewis, and Sprinkle, 1989.

После того как подросток стал наркозависимым, требуются другие, более глубокие методы. Большинство подростков (около 70 %), проходящих лечение, получают его амбулаторно (Dennis, Muck, Dawud-No, and McDermeit, 2003). Это означает, что они не постоянно пребывают в больнице или клинике, а находятся дома между сеансами лечения. К сожалению, менее чем ю % подростков, страдающих наркотической зависимостью, получают какое-либо лечение (Muck, Zempolich, Titus, Fischman, Godley, and Schwebel, 2001).

СВОИМИ СЛОВАМИ

Впервые я попробовала наркотики со сверстниками в средней школе.

Моя лучшая подруга начала курить и пробовать алкоголь где-то в 7-м классе, и в течение следующих двух лет она начала курить и пить чаще, а также стала употреблять марихуану, это было знаменательное время. Я все еще чувствовала себя ребенком, а она рассказывала мне все эти безумные истории о том, как она веселилась с друзьями.

Я не думаю, что могла бы употреблять алкоголь в 7-м классе; мама моей подруги никогда не знала, где она и что делает, но моя меня контролировала. Для меня было очевидно даже в том возрасте, что самый важный фактор, определяющий увлечение детей запрещенными веществами, — это недостаточный контроль за ними со стороны родителей. Если твои родители знают, где ты, привозят и забирают тебя, ты никак не можешь увлечься спиртным в возрасте 12 лет.

Подростки, страдающие наркотической зависимостью, отличаются от взрослых несколькими особенностями. К примеру, у подростков быстрее, чем у взрослых, появляется психологическая зависимость, а сопутствующие психологические проблемы, существовавшие до начала потребления наркотиков, обостряются (Winters, 1999) и не пропадают после избавления от зависимости (Kand el et al., 1997). Подростки меньше, чем взрослые, мотивированы прекратить употребление наркотиков, часто не сами начинают лечение, а направляются другими, и при этом не хотят работать над собой (Muck, Zempolich, Titus, Fischman, Godley, and Schwebel, 2001). Чтобы быть успешной, программа по лечению подростка должна учитывать эти особенности. Существуют различные подходы к лечению химической зависимости. Они включают 12-шаговую модель «анонимные алкоголики», поведенческую терапию, профессиональные консультации, психиатрическую помощь, системную семейную терапию и терапевтическое лечение. Давайте рассмотрим их в деталях.

«Анонимные алкоголики»

Наиболее широко применяемый подход в лечении химических зависимостей — 12-шаговая модель «Анонимные алкоголики». Иногда она называется перспектива заболевания, что подчеркивает неспособность человека контролировать применение наркотика. Подход включает групповую терапию, индивидуальное консультирование, обучение, семейное консультирование, выполнение домашней работы, присутствие на собраниях (Winter, Stinchfield, Opland, Weller, Latimer, 2000).

«Анонимные алкоголики» — подход, использующий 12-шаговую модель и поддержку таких же членов группы, чтобы прекратить использование алкоголя.

Личные волевые усилия, направленные на преодоление этой вредной привычки, зачастую оказываются бесплодными. Выздоровление рассматривается в первую очередь как процесс духовного пробуждения, которого можно достичь, пройдя 12 шагов. Программа «12 шагов» начинается с признания своей беспомощности перед наркотиками, после чего необходимо развить в себе ощущение некоей высшей силы, которая позволит преодолеть пагубную привычку.

Поведенческая терапия

Не важно, называем ли мы подобную терапию поведенческой или когнитивно-поведенческой, подход базируется на теории изучения и фокусируется на формировании навыков, необходимых для противостояния наркотикам, влиянию сверстников и принятия правильных решений. Поведенческими терапевтами используется комбинация двух техник — моделирования и ролевой игры. Терапевт сначала моделирует (или демонстрирует) желаемое поведение, а затем подросток пытается разыграть подобное поведение сам. Подобная практика продолжается, пока пациент не начнет чувствовать себя комфортно и не будет способен эффективно реагировать на смену ситуации. Третья техника — поведенческое соглашение, включает в себя создание четких соглашений между подростком и

Терапевтом или родителями, которые указывают, какое поведение является примерным, какие привилегии и награды может получить подросток за соблюдение соглашения и наказание, которое его настигнет при его несоблюдении.

Профессиональное консультирование, медикаментозное лечение и психиатрическое наблюдение

Традиционные психиатрия и наркология, вместо того чтобы рассматривать химическую зависимость как болезнь саму по себе, делали акцент на многочисленных эмоциональных расстройствах как на основных причинах заболевания. Поэтому и при лечении основное внимание сосредоточивается на осознании и решении человеком эмоциональных проблем, обуславливавших употребление наркотических веществ.

Системная семейная терапия

Этот подход фокусируется на конфликтах и проблемах, исходящих из семьи, как центральных в развитии и поддержании химической зависимости. Системная семейная терапия начинается с поиска путей, которые позволят, с одной стороны, справиться с проблемами в межличностных отношениях, с другой — когда человек избавится от пристрастия к наркотикам или алкоголю, перестроить эти отношения. Основная цель — помочь родителям гасить возникающие между ними конфликты, которых они сами порой и не замечают, будучи полностью сосредоточенными на проблеме употребления детьми наркотиков и на их антиобщественном поведении.

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Проект DARE

Проект DARE(аббревиатура от Drug Abuse Resistanse Education) — обучение устойчивости к наркотикам, одна из наиболее популярных программ по предупреждению употребления наркотиков, существующих на сегодняшний день. В программе задействованы специально инструктированные полицейские, которые раз в неделю в течение четырех месяцев преподают ученикам навыки, необходимые для того, чтоб противостоять влиянию сверстников, употребляющих наркотики. DARE также рассказывает об отдельных видах наркотиков и работает над улучшением самооценки и стилем жизни учеников.

Несмотря на ее популярность, существует мало подтверждений эффективности этой программы. К примеру, Дональд Линэм и его коллеги в течение ю лет наблюдали за 1 тыс. шестиклассников, которые участвовали в программе DARE или других более кратких программах (Lynam et al., 1999). К 20 годам учащиеся, участвующие в программе DARE, употребляли алкоголь, курили и употребляли наркотики не реже, чем другие студенты. Более того, они были не менее подвержены влиянию сверстников и их самооценка была не выше, чем у других студентов. Учитывая результаты этого и других исследований, почему DARE остается такой популярной программой? Авторы предполагают две причины: во-первых, DARE — это безопасная программа, которую легко поддержать. Кроме того, проект DARE кажется работающим, так как большинство подростков, участвующих в программе, не употребляют наркотиков. Факт, что большинство подростков, не участвующих в программе, также не употребляют наркотики, не берется во внимание.

Учитывая множество данных о том, что желание употреблять наркотики исходит из семьи, неудивительно, что проект DARE, не затрагивающий семейные отношения, настолько не эффективен в

Предупреждении этой проблемы.

Терапевтическое лечение, основанное на поддержке социального окружения

При использовании модели терапевтического лечения, основанного на поддержке социального окружения, важными считаются как удержание больного от употребления алкоголя, так и учет эмоциональных факторов, способствующих развитию пристрастия к наркотикам. Эта модель предполагает опору на место жительства, и находящимся на лечении должны помогать окружающие по крайней мере один год. Центральной идеей этой модели является включение человека в группу сверстников. Пациенты объединяются в лечебные группы, группы конфронтации, группы поддержки и группы по интересам.

Лечение наркологических больных постепенно становится все более комплексным, включая в себя несколько различных методов одновременно. Эти изменения, по-видимому, означают широкое признание того обстоятельства, что для избавления пациентов от химической зависимости необходим разносторонний подход, учитывающий все факторы, способствующие развитию и сохранению этой зависимости.

В лечении химической зависимости все чаще и чаще используется несколько подходов одновременно. Компонентом многих из них является групповое обсуждение, показанное здесь

Эффективность лечения

Насколько эффективны эти методы лечения? Все они кажутся эффективными как минимум на короткий период (Muck, Zempolich, Titus, Fischman, Godley, and Schwebel, 2001). Однако мало исследований проводилось с целью наблюдения за бывшими наркоманами через 2-5 лет после лечения, и поэтому сложно сказать, достигнуты ли положительные результаты.

Оставьте комментарий