Глобализация создает своего рода парадокс. Глобальные технологии способствуют установлению контакта между людьми, в то время как общемировая философия разделяет целые культуры, которые оказываются под давлением тех же технологий. Интеллектуальная собственность стала наркотиком для мировой экономики, и нет ничего более ценного, чем мыслительные плоты, которые определяют основу нашей экономики, политики и социальной системы. Когда-то люди воевали за земли и трофеи, сейчас же основная цель – идеологическое господство, так как оно гарантирует экономическую победу и избавляет от нежелательных последствий жестокого политического противоборства. Пропаганда войны превратилась в пропаганду идей, в создание нужных привычек и убеждений, но при этом она не стала менее порабощающей и, пожалуй, менее жестокой тоже. Мир ведет философскую борьбу с целью определения, чьи мыслительные плоты будут племенной нормой, и вы – всего лишь один из солдат на этой войне. То, что вы думаете, что говорите и что делаете, никогда не имело такую важность, как сейчас.
Стоит напомнить, что все новые идеи зарождаются в уме отдельного человека, живущего где-то на Земле. Если идея приобретает популярность, течение, взявшее ее за основу, оказывает влияние на наши жизненные цели и ценности. Мы уже определили, что мыслительные плоты передаются нам через века, из поколения в поколение, и теперь мы понимаем, как сложно развиваться независимо от этих течений, в другом потоке убеждений, которые ратуют за расширение сознания, а не за изобилие мнений. В этой главе мы увидим, как мыслительные плоты эволюционируют от личной истины к материальным продуктам и системам, приобретающим мировое влияние. Понимание того, какую роль вы играете в этом хаотичном процессе, должно пробудить в вас чувство огромной ответственности, которую вы несете за полное осознание всех аспектов вашей истины. Осознание и отказ от механических убеждений ведут к проволюции, к великой вере в естественный процесс, в котором мы все принимаем участие.
Мыслительные плоты – это не объективные концепции, как мы можем себе их представлять. На первый взгляд бесформенные и неосязаемые, в действительности они живые. Возможно, у них нет сердца, центральной нервной системы или свободной воли, но мыслительные плоты рождаются, растут, созревают и умирают так же, как и все существа в этом мире в соответствии с естественными процессами:
Роста посредством связей.
Сжатия посредством разобщенности.
Подобно любой форме жизни, идеи тоже рождаются и умирают. Они развиваются и сходят на нет, их популярность растет по мере того, как все больше людей начинают их придерживаться и применять в жизни в той или иной форме. Или, наоборот, популярность идей падает, когда люди отказываются от них и делают выбор в пользу других. Этот процесс один и тот же как для интеллектуальных замыслов, так и для физических форм жизни, и действителен для всех реальностей. Все во вселенной созидается и разрушается механизмом связи и разобщенности, и неважно, идет ли речь об идеях, молекулах, кирпичах или словах. Разница между процессом формирования человеческого существа путем соединения клеток в чреве и процессом построения личностью своей реальности путем сочетания мыслительных плотов несущественна.
По мере того, как люди по всему миру делятся идеей, приобретают на практике привычки, порожденные конкретной идеей, или покупают продукцию, основанную на этой идее, она распространяется и процветает, точно так же, как и жизнь, когда в тело попадает больше питательных элементов. Если остановить подпитку тела, оно перестанет исправно работать и погибнет аналогично тому, как идея или система прекращают свое существование, если перестать питать их энергией роста. Подобно физическим существам идеи, которые не получают развития, постепенно затухают, блекнут и в итоге совсем исчезают.
Последние 300 лет западный мир прикладывал массу усилий для распространения идей индустриальной революции, и теперь пришло время осознать те рамки, которые принесли эти идеи нашему мышлению и нашей реальности. Эта эпоха значительных социальных, политических и экономических перемен получила развитие в результате появления на свет иконоборческих идей таких умов, как Ньютон, Бойль, Максвелл и многих других ученых, внесших значительный вклад в сферу человеческого познания. Если бы их идеи не вдохновили пытливые умы таких изобретателей, как Стефенсон и Брюнель4, мир бы все еще был очень похож на прежний. Вместо этого в последующие 100 лет мир увидел, как растут и крепнут идеи индустриальной революции, точно пожар, охватившие сначала Европу, а впоследствии и всю планету. Почему? Потому что идеи индустриальной революции имели Ощутимое преимущество перед идеями, которые они вытесняли.
Люди предпочитают жить в соответствии с идеями и использовать продукты, которые, как они считают, дают им преимущества в достижении их целей в жизни. Это форма естественного отбора, поддерживаемая доброй волей. Если ваша цель зарабатывать деньги, вы выбираете идеи, которые, по вашему мнению, помогут вам быстрее достигнуть ее, точно так же вы выберете другие идеи, если ваша цель – духовность. Идея гена эгоизма в генетике, которая заключается в том, что сильнейший «генетический мыслительный плот» побеждает более слабые, звучит правдоподобно и объясняет стойкость определенных идей и течений, которые они в результате порождают. В то время как самым сильным геном будет тот, который обеспечивает организм конкурентными преимуществами в своей среде, люди не всегда осознают то, что составляет основу преимущества, так как наша воля ограничена рамками восприятия.
Как убедительно показало исследование доктора Гроссарта-Матичека, ключом к адаптации является, в первую очередь, Осознание влияния моделей поведения. Если вы не осознаете обратную, негативную, сторону идей, которые несут в себе «ощутимые преимущества» для вашей реальности, вы продолжите делать выбор в их пользу. Наркоман, прежде всего, должен осознать вред, который наркотики наносят его организму, прежде чем он прекратит их принимать. Если для него наркотический кайф имеет больше преимуществ перед тем, чтобы сохранять трезвое состояние ума, то отказ от дозы не покажется такому человеку лучшим выбором, независимо от того, будет ли он понимать вред наркотиков. Так же, как и гены естественным путем постоянно выбирают что-то, ведомые внешними факторами, люди в такой же мере подвержены влиянию этих факторов, но они не восприимчивы к ним и не готовы на ответную реакцию и выбор чего-то иного. Чтобы изменить привычки и поведение, людям часто нужна преображающая сила болезни, депрессии или отчаяния. Вопрос в следующем: являются ли мыслительные плоты, которые вы применяете в своей реальности, и которые, по вашему мнению, дают вам преимущества, на самом деле нужными для проволюции вашей цели? Или же вы просто не осознаете, какой ущерб они наносят?
Революционеры индустриального века не осознавали всей силы мыслительных плотов так же, как и проволюционеры этого века духовности не будут осознавать всей важности своих идей. Они не знали, каковы будут результаты, если направить энергию на отдаление одного человека от другого или снизить восприимчивость к природным явлениям в мире. Недостатки наших мыслительных плотов хорошо скрыты, так как мы видим только то, что хотим видеть. В качестве примера давайте возьмем один из мыслительных плотов, который поддерживал всю эпоху индустриальной революции: законы Бойля о высоких температурах и давлении.
Бойль, как и многие другие люди его времени, рассматривал вселенную как большие механические часы, а Бога ставил на место часовщика. Таким образом, его законы о высоких температурах и давлении являются отражением мыслительных плотов порядка и последовательности, которые он видел в мире вокруг него. Однако, примененные при создании парового двигателя, законы Бойля приняли физическую форму, наградившую их многими другими ценными качествами, часть из которых мы воспринимаем как преимущества, другие же даже не замечаем.
Каковы видимые преимущества парового двигателя? Мало кто будет спорить, что скорость и эффективность будут очень полезными качествами, но если это все, что мы видим, тогда наше восприятие упускает обратную сторону медали. Для работы парового двигателя требуется значительный объем природных ресурсов, также его использование повышает уровень загрязнения воздуха, прокладка рельсов ухудшает природный пейзаж, а производимый шум влияет на стрессоустойчивость человека и так далее. В то время как предпочтение удобства неудобству, эффективности неэффективности, скорости медлительности кажется логичным, видимое преимущество становится не таким уж неоспоримым, когда мы понимаем, что ценим удобство превыше природной красоты, скорость превыше загрязнения, эффективное использование времени превыше ускоренного потребления природных ресурсов. Если мы поймем, что преимущество – это всего лишь вопрос восприятия, то осознаем фундаментальную важность расширения восприятия наших личных ценностей.
Любое ваше творение в жизни есть результат применения мыслительных плотов, которые развивают одну реальность и сжимают другую. Все, что вы думаете, говорите или делаете, имеет свой эффект. Ваши поступки отражают ценности, в которые вы верите, и также те, которыми вы готовы пожертвовать для того, чтобы выгадать предполагаемое преимущество. То есть вы каждый день вносите свой вклад в общий котел обычаев, постепенно направляющий мир к этим ценностям. Что когда-то было шокирующим и сомнительным, становится банальным. Стандарты, которым нужно соответствовать, очень сложно развивать, потому что наша личная истина замораживает ценности в форме привычек, которые мы не желаем менять.
Подобно многим другим периодам в истории развития человечества, сегодня каждый материальный продукт, политическая система, экономический процесс, образовательное учреждение, экономический субъект или небольшое сообщество являются точной копией ценностей, которые, по нашему мнению, дают нам преимущество в погоне за личными и общими целями. Данные ценности прочно оседают в голове каждого мужчины, женщины или ребенка, которые принимают их за то, чем они являются, И за то, чем эти ценности не являются. Глобальную реальность создают мыслительные плоты точно так же, как они поддаются влиянию творимой нами действительности. Это спираль взаимосвязанных частей, которые подпитывают друг друга, и поэтому так сложно изменить мир – гораздо проще изменить себя.
Глобализированный мир все еще цепляется за великое множество мыслительных плотов, которые привели в действие индустриальную революцию и исправно снабжали нас технологически. К сожалению, мы не обращаем внимания на темные стороны ценностей, которые явились причиной разрушения окружающей среды и личной неудовлетворенности в мировом масштабе. Так же, как и паровой двигатель в прошлом, каждая новая технология, которая ценит скорость, объем и комфорт, приносит в жертву другие ценности, близко связанные с человеческой удовлетворенностью. Скорость, объем и удобство сами по себе не удовлетворяют необходимым требованиям. Мы используем нашу энергию в погоне за знаниями и технологиями, но при этом уменьшаем количество энергии, затрачиваемой на улучшение качества человеческого общения и самопознание. Это диаметрально разные группы ценностей. Это и мешает нам достичь удовлетворенности, и подпитывает спираль страданий, которых мы так стремимся избежать. Удивительно то, что большинство людей абсолютно не понимает, какую роль они играют во всем этом процессе.
Альберт Эйнштейн сказал о создании атомной бомбы: «Высвобождение атомной энергии не создало новой проблемы, оно просто-напросто усилило необходимость решения уже существующей». Эти слова идеально описывают нынешнюю реальность. Атомное оружие повысило способность людей уничтожать самих себя, а расширение технологической взаимосвязи увеличивает наш потенциал распространять и воспроизводить набор ценностей, формирующих настоящую реальность. Взаимосвязанные и взаимозависимые коммуникационные системы, спутниковая связь и Интернет способствуют развитию событий с такой скоростью, которую в прямом смысле слова нельзя было себе вообразить еще 20 лет назад. Распространение идеи, возникшей, допустим, в Аргентине, более не находит препятствий в виде городских границ, торговых путей, гонцов или почтовых услуг. Идея мгновенно передается мировой аудитории блогеров, подписчиков электронной почты, читателей Википедии, зрителей кабельного телевидения и тех, кто шлет смс-сообщения. Предсказывают, что XXI век принесет столько же перемен, сколько в сумме произошло за предыдущие 60 000 лет развития человечества. Кто-то расценит это, как сигнал удивительных перемен в экономике и политике, но это лжепророчество. Нестабильность любых реформ предвещает многократные бедственные и непредсказуемые мировые события, спровоцированные людьми, чьи ценности основываются не на взаимосвязи и взаимозависимости человечества, а на предполагаемом преимуществе ценностей, которые возникли во времена индустриальной революции.
«В жизни нужно стремиться к большему, чем просто к ее ускорению» , – сказал Ганди, но тенденция к ускорению не пойдет на убыль до тех пор, пока мы не определим более конкретную цель. Всемирный кризис 2008 года, убийственное потребление природных ресурсов, постоянный обвал фондовой биржи, колебания цен на нефть, вымирание представителей флоры и фауны, валютная спекуляция – вот всего несколько результатов-симптомов того, как наши нынешние ценности, направленные на рост объема передаваемой информации, обесценивают родственные связи, помогающие обрести удовлетворенность. Хотя сейчас мы полагаемся на компьютеры, которые становятся индикаторами экономических событий, они бесполезны в роли индикаторов наших душ. Единственный плюс в том, что развитая инфраструктура связи предлагает индивидууму гораздо больше возможностей познать мир, чем прежде. Когда мы станем готовы принять иные ценности, которые открывают безграничный потенциал людей ценить доброту, общение, обмен и необходимость остановиться и вдохнуть аромат роз по дороге жизни, тогда ценности индустриальной революции потеряют свою значимость, и механизмы века технологий перейдут в связи века духовности.