Кто, кроме родителей, может повлиять на выбор профессии подростком?

Друзья, учителя, тренеры и советы воспитателей могут помочь подростку в принятии решения относительно карьеры. Через подкрепление или его отсутствие такие люди могут произвести сильное впечатление на подростка и предопределить выбор.

Обнаружилось, что уровень притязаний молодых людей из рабочего класса зависит от влияния как обоих родителей, так и сверстников. Подростки из рабочего класса стремятся достичь более высокого статуса, если их в этом поддерживают родители и друзья, а при отсутствии такой поддержки их устремления бывают обычно гораздо более скромными.

Кроме того, Крэйк (Kracke, 2002) установил, что друзья могут позитивно влиять на профессиональный выбор друг друга и подталкивать друг друга к поиску информации о профессиях.

Школьный персонал

Насколько сильным бывает влияние школьного персонала на профессиональный выбор молодых людей? В некоторых случаях он оказывает значительное влияние. К примеру, учитель или тренер, выступающий в роли наставника, может предоставлять информацию и давать советы по поводу выбора профессии. Иногда личное отношение ученика к учителю вызывает у него желание быть похожим на учителя и появляется новый профессиональный интерес. Поощрение от персонала школы может рождать в учащихся чувство уверенности и в знаниях по определенному предмету, открывая тем самым возможность выбора соответствующей профессии.

И наоборот, нам всем известны случаи, когда ученики сталкивались с противоположной ситуацией: учитель вызывал у них скуку или страх, и они никогда больше не желали связывать свою жизнь с его предметом. К примеру, несколько учениц старших классов перестали посещать курсы высшей математики, потому что их унижали откровенно шовинистские взгляды учителя. Он все время подчеркивал их глупость и порождал в них неуверенность в своих силах; в итоге все девочки решили, что математика им не под силу. Последующий отказ девушек от дополнительных занятий по

Точным дисциплинам (таким, как физика и химия) закрыл им путь в профессии, связанные сточными науками. Очевидно, что подавление является таким же мощным приемом, как и поощрение.

Учителя, тренеры и наставники могут помочь (или препятствовать) формированию у студентов реальной оценки своих умений и способностей. Подобный персонал школы знает, какие умения и навыки нужны для различных профессий, связанных с их предметом. Учитывая это, они могут помочь ученикам в постановке альтернативных, родственных целей, если первоначальные цели являются нереальными. К примеру, в области психологии учащиеся должны знать о различных профессиях, связанных с этой областью. Существует много альтернативных возможностей для помощи людям в трудных ситуациях, о которых учащиеся не знают. Учитывая это, ученикам надо объяснять, как правильно составить профессиональное резюме, чтобы получить нужную работу. В этом состоит значительная и приятная часть работы советников колледжей. В большинстве колледжей существуют службы профессионального определения, которые также предоставляют подобную помощь.

Гендерные роли и профессиональный выбор

На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны выполнять мужчины, а какую — женщины (Jozefowicz, Barber, and Mollasis, 1994).

На профессиональный выбор подростков влияет принятое в обществе мнение о «мужских» и «женских» профессиях. Это частично объясняет, почему в обществе много женщин-воспитателей и мало женщин-строителей

Женщинам традиционно отводились лишь определенные профессиональные роли: учитель, медсестра, секретарь, библиотекарь, официантка и т. д. В 2002 г. лишь 29 % юристов и 29% терапевтов и хирургов были женщины (U. S. Bureau of Labor Statistics, 2005). На рис. 16.1 представлен список профессий, наиболее и наименее часто выбираемых американками. Были определены три вида причин того, почему женщины мало представлены во многих высокооплачиваемых профессиях (Florentain, 1988): структурные препятствия, нормативные препятствия и когнитивные различия. Структурные барьеры — это внешние ограничения карьерного роста женщины, возникающие вследствие половой дискриминации. Некоторые фирмы отказываются принимать женщин на ответственные должности, повышать их по службе, даже если они отлично справляются со своими обязанностями, и поддерживают их меньше, чем сотрудников мужского пола.

Воспитатели детских садов (97.8%) Стоматологи (97,8%) Секретари (97,7%) Дежурные администраторы (97%) Няни (97%) Горничные/прислуга (96,2%) Медсестры (94,3%) Логопеды (92,1%) Библиотекари (92.1 %) Парикмахеры (90,4%)

Лесничие (8.3%) Инженеры-механики (6.2%) Водители грузовиков (5,3%) Механики (4,9%) Пожарные (4%) Пилоты авиалиний (3,5%) Строители (2.5%) Шахтеры (2%) Плотники (1,7%)

Рис. 16.1. Профессии с наибольшим и наименьшем количеством занятых в них женщин. Данные U. S. Bureau of the Census (2000)

Причиной нормативных барьеров является представление общества о женственности, которая зачастую ассоциируется с материнством и семьей.

Важность этих социальных ролей часто отталкивает женщин от выбора профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, хотя заботиться о детях после10-часового рабочего дня в офисе вряд ли легче. Также многие женщины считают карьеру мужа более важной, поэтому жертвуют своим профессиональным ростом.

Оставьте комментарий