Какие черты присущи лучшим родителям?

Лучшие родители проявляют любовь и интерес к своим детям, предоставляют им возможность иметь личную жизнь и определенную степень свободы, предлагают правила и стандарты поведения.

Эти высказывания хорошо отображают три ключевых компонента воспитания детей, выделяемых исследователями. Первый — это связь, или наличие теплой, стабильной связи между родителями и ребенком. Связь обеспечивает чувство защищенности, позволяющее подростку постигать окружающий мир. Второй компонент — это психологическая автономия — свобода формировать собственное мнение, иметь собственные интересы и самостоятельно принимать решения. Если автономия ограничена, подростки становятся более склонными к девиантному поведению и им с трудом удается стать независимыми в зрелом возрасте. И наконец, поведение детей должно регулироваться. Успешные родители наблюдают за своими детьми и управляют их поведением, устанавливают правила, его регулирующие. Регулирование воспитывает в детях самообладание и позволяет избежать антисоциального поведения.

Давайте подробно рассмотрим все перечисленные качества.

Связь

Заинтересованность и помощь родителей

Подросток оценивает родительскую любовь и заботу судя по тому интересу который родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь (Amato, 1990; Gecas, and Seff, 1990). Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию (например, Barber, Maughan, Olsen, Thomas, 2002). Отсутствие родительской поддержки может возыметь прямо противоположный эффект: низкая самооценка, плохая учеба в школе, импульсивные поступки, слабая социальная адаптация, неустойчивое и антиобщественное поведение (Herman, Dornbuch, Herron, Herting, 1997). Рассмотрим подобную реакцию, выраженную игроком школьной баскетбольной команды:

«Я капитан команды, но еще ни разу ни отец, ни мать не пришли посмотреть, как я играю. То они слишком заняты, то слишком устали, то некому посидеть с моей младшей сестрой. В школе мной все восхищаются, девчонки и вертятся около раздевалки, малыши даже прося автографы… Но какое это имеет значение, если двум самым близким людям до этого нет дела!» (Race, консультационные заметки).

Подростки ждут от родителей внимания и дружеского отношения (Henry, Wilson, and Peterson, 1989).

Некоторые родители, напротив, слишком навязывают детям свое общество. Подростки любят проводить время с друзьями и вовсе не хотят, чтобы эту роль исполняли их родители. Они нуждаются в искренней заинтересованности и помощи взрослых людей, а не в родителях, которые ведут себя, как их сверстники. Им нужно время, чтобы побыть в одиночестве или со своими друзьями.

Как правило, по мере того как подростки становятся старше, родители уделяют им все меньше и меньше внимания. Хотя они все так же обеспечивают своим детям эмоциональную поддержку и заботятся о них, родители уже гораздо меньше контролируют действия своих детей. К

Примеру, в одном исследовании оценка материнской и отцовской требовательности, отзывчивости, отношения к достижениям, участия в школьных делах и мероприятиях давалась как родителями, так и подростками. Результаты показали, что и подростки, и их родители указывали на то, что матери больше участвуют в воспитании детей, чем отцы, это относилось к учащимся как 9-го, так и 12-го класса. Кроме того, отцы и матери заявляли, что выполняют свои родительские обязанности гораздо лучше, чем свидетельствовали отзывы их детей. В исследованиях как родители, так и подростки отмечали, что показатели родительской заботы снижались к 12-му классу по сравнению с 9-м, за исключением оценки достижений, которая осталась на прежнем уровне (Paulson, and Sputa, 1996).

То внимание, которое родители уделяют детям, в некоторой степени зависит от разницы в возрасте детей и последовательности их появления на свет. Иногда средние дети в семье чувствуют себя обделенными родительской заботой и жалуются, что остальные члены семьи их просто третируют (Arnstein, 1978). Средние дети реже, чем первенцы и последние дети, обращаются за помощью к родителям (родители с большей вероятностью предложат обратиться к сиблингу), и они с меньшей вероятностью, чем другие сиблинги, идентифицируют себя в качестве члена семьи, когда они отвечают на вопросы теста с неоконченными предложениями (Salmon, Daly,

1998).

Способность слушать, понимать и сопереживать

Под сопереживанием подразумевается способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами, это проявление эмоциональной восприимчивости, благородное стремление разделить с другим человеком его переживания (Decety, Jackson,

Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроению своих детей-подростков. Они не понимают, а следовательно, и никогда не принимают во внимание мысли и чувства своих детей. Если сын или дочь почему-либо расстроены, то такие родители искренне удивлены: что происходит? Одно из возможных последствий подобной эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь же равнодушными к переживаниям других. Никто не учитывал их чувств, и они не научились учитывать чувства других людей. Более старшие подростки воспринимают родителей как более сочувствующих по сравнению с более младшими подростками, возможно, потому, что худшие конфликты уже позади (Drevets, Benton, Bradley, 1996).

Оставьте комментарий