Наиболее высокий уровень развития способностей к умозаключению достигается тогда, когда у человека появляется возможность участвовать в дискуссиях, дебатах и спорах с людьми, которые придерживаются противоположных взглядов. Предоставить подросткам возможность сформулировать свои собственные идеи и мнения, а затем мягко поставить их под сомнение — это один из способов развития способностей к рассуждению. (Сократ применял такой метод уже тысячи лет назад.) Чрезвычайно полезным оказывается активное обучение, когда подростки выполняют что-либо сами, проводят эксперименты, задают вопросы.
Хорошим примером этого являются гендерные различия в способности людей решать задачу Пиаже об уровне воды. Она определяет способности людей воспринимать пространство так же, как схожая задача с линией и рамкой. В задаче об уровне воды испытуемому показывают картинку с изображением человека, пьющего из стакана воду и просят отметить уровень воды в стакане. В задаче с линией и рамкой испытуемых просят изобразить линию так, чтобы она была вертикальной внутри наклоненной рамки. Чтобы справиться с заданиями, испытуемый должен проигнорировать направление рамки. Рисунок 6.5 иллюстрирует эти задачи.
Задача о линии и рамке
Рис. 6.5. Задачи Пиаже
Мальчики и мужчины, как правило, справляются с этими заданиями лучше, чем девочки и женщины, если задания даются в их традиционной форме. Однако при некоторых манипуляциях преимущество мужчин снижается. К примеру если в задаче с линией и рамкой вместо линии дается фигура человека, женщины справляются с задачей лучше, чем мужчины. Если в инструкции подчеркиваются пространственные аспекты заданий, результаты женщин ухудшаются; если этим аспектам не придается большое значение — результаты улучшаются. С помощью специальной подготовки можно снизить влияние гендерных различий на выполнение этих заданий (Вгаппоп, 1999). В итоге можно сказать, что эти открытия подчеркивают важность влияния контекста, уверенности и мотивации на результат решения задач.