Хотя ситуация постепенно улучшается, многие профессии до сих пор менее доступны для женщин по сравнению с мужчинами.
Структурные барьеры выключают различные типы гендерной дискриминации, такие как непродвижение женщин на более высокие посты. Но еще существуют и нормативные барьеры. На женских плечах до сих пор лежит ответственность за семью, поэтому многие из них стыдятся делать карьеру, требующую много времени.
Третье препятствие профессиональному росту женщин — когнитивные различия, подразумевает, что женщины не становятся руководителями и не занимают высокие должности в силу своих отличий от мужчин. В частности, считается, что женщины менее способны в определенных областях или им не хватает других качеств, таких как уверенность в себе, необходимая для подъема по карьерной лестнице, или способность совершать важные открытия. Если эти взгляды кажутся вам безнадежно старомодными, вспомните, что президент Гарвардского университета, Ларри Саммерс (Summers), был вынужден подать в отставку летом 2006 г. после того, как заявил, что считает, что женщины, в силу слабо развитых когнитивных способностей, не могут быть хорошими учеными.
Несмотря на то что они теряют свою популярность, эти структурные и нормативные барьеры также влияют на девушек, учащихся в средней школе и колледжах. Если девушки знают об этих барьерах и считают, что они существуют (даже если на самом деле их нет), многие из них избегают профессий, кажущихся сложными. Хотя большинство учениц школ и колледжей утверждают, что собираются работать до достижения пенсионного возраста, многие планируют выйти замуж и завести детей (Phillips, and Imhoff, 1997). Так как забота о детях обычно ложится на плечи женщины, а не мужчины, вполне возможно, что девочки-подростки планируют свой профессиональный выбор по-другому, нежели парни, отсеивая профессии, требующие больших временных затрат и связанные с ненормированным графиком работы.
Нормативные барьеры — ограничения профессионального выбора, основанные на установившихся в обществе представлениях о «женских» и «мужских» профессиях.
Структурные барьеры — внешние препятствия профессиональному росту женщин вследствие дискриминации по половому признаку.
Что же касается когнитивных различий, не существует существенных гендерных различий в интеллектуальных способностях (см. главу 7). Также и другие потенциальные различия, такие как достижения, мотивация и самооценка, во многом определяются тем, как человек относится к поставленной задаче. Как мальчики, так и девочки мотивированы на успех, если считают задачу посильной своему полу. Существующие когнитивные различия никак не связаны с половой принадлежностью, а являются следствием бытующих в обществе стереотипов (Brannon, 1999)