Как часто подростки испытывают одиночество?

Подросткам свойственно чувство одиночества. Фактически они его испытывают чаще, чем дети и взрослые. Поэтому для всех подростков важно овладеть стратегиями, помогающими справляться с приступами одиночества позитивно и продуктивно. Например, заняться приятным делом (различные хобби и физические упражнения), общаться с друзьями и любимыми или оказать помощь ближним.

Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации (Goossens, Marcoen, 1999). Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутыми, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение (Cacciopo et al., 2000).

Некоторые подростки привыкли являться жертвой и имеют историю жертвенности и поэтому никому не доверяют и не ждут от окружающих ничего хорошего (Boivin, Hymel, Bukowski, 1995). Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог воспользоваться ими в своих интересах. Некоторые подростки не чувствуют поддержки родителей, что затрудняет поиск друзей. Если подросткам кажется, что дружба несет в себе больше опасностей, чем выгод, у них появляются трудности при установлении содержательных отношений (East, 1989).

Кроме того, подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем более взрослые люди (Medora, and Woodward, 1986). Частично это обусловлено социально, поскольку в молодежной культуре считается, что если вам не с кем провести выходные, значит, вы ничего собой не представляете (Меег, 1985). И эти проблемы переполняют подростков.

ПОСЛЕДНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Причины одиночества подростков

Вот ряд факторов, способствующих тому, что подростки чувствуют

Себя одинокими:

1. Чувство отчужденности от родителей.

2. Развод родителей.

3 — Появление когнитивных способностей, позволяющих осознать себя.

4. Растущее чувство свободы, путающее подростка.

5. Поиск самоидентичности.

6. Определение значимых целей.

7. Маргинальный статус (умаление роли) подростков в обществе.

8. Повышенное желание выделиться, способствующее тому, что подросток чувствует себя неудачником и отвергнутым.

9 — Избыточное ожидание внимания к своей персоне.

Ю. Заниженная самооценка и обостренное чувство жалости к себе, пессимизм в отношении возможности быть любимым и оцененным окружающими.

11. Чувство безразличия и бессмысленности жизни, низкие ожидания в отношении возможности своих успехов в учебе и будущей работе, ведущие к цепочке неудач и уходу в себя.

12. Повышенные робость и застенчивость.

Подростки пытаются избавиться от чувства одиночества различными способами. Наиболее самостоятельные ставят перед собой какие-то цели и начинают их добиваться. Погружаясь в дела, они постепенно меняют свой образ мыслей, что приносит им в результате определенное удовлетворение. Те, кто более зависим, пытаются расширить свои контакты в обществе, стремятся чаще бывать в окружении других, полагаются на какую-то внешнюю опору, ищут помощи у взрослых, находят утешение в религии, занятиях спортом или обращаются за поддержкой к психологам (Woodward, and Kalyan-Masih, 1990). А кто-то просто удаляется.

Важно понять, что практически все подростки, включая учащихся колледжей, иногда чувствуют себя одинокими и многие из них практически все время от этого страдают. Они не менее умны, хороши собой и атлетически сложены, чем другие. Они чувствуют одиночество внутри, его причина в желании отдалиться и избегать контактов с людьми.

Именно поэтому для всех подростков важно научиться справляться с одиночеством позитивным, продуктивным способом. Хорошим выходом является постоянно быть занятым тем, что приносит удовлетворение (например, иметь хобби или заниматься физкультурой), общаться с друзьями и любить их, помогать тому, кто в этом нуждается.

Отношения с членами семьи и сверстниками

Умение наладить дружеские отношения приобретается в значительной мере в семье. Существует тесная связь между семейными отношениями и социальной адаптацией подростков (Markiewicz, Doyle, Bregden, 2001).

Многие исследователи связывают существование привязанности детей к родителям с тем, насколько хорошо подросток ладит со сверстниками (Zimmerman, 2004). Привязанность — это первое проявление любви, которое ощущают дети, обычно по отношению к своим родителям. Подростки, испытывавшие здоровую, безопасную привязанность, значительно больше доверяют другим и поэтому тепло относятся к окружающим (Waters, and Cummings, 2000). И наоборот, подростки, никогда не испытывавшие привязанность к родителям, жестоки и непреклонны по отношению к сверстникам (Zimmerman, 1999).

Положительный результат теплых отношений между родителем и ребенком объясняется тем фактом, что дети, хорошо ладящие со своими родителями, имеют более высокую самооценку (Sim, 2000). Высокая самооценка, в свою очередь, позволяет человеку быть более открытым и придает уверенности в себе, что помогает наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Родители также влияют на дружеские взаимоотношения подростков, поощряя их или препятствуя. К примеру, Вэй и ее коллеги (Way, and Chen, 2000; Way, and Green, 2005) пришли к выводу, что американские родители азиатского происхождения чаще препятствуют общению своих детей вне семьи, чем родители латиноамериканского и африканского происхождения. Поэтому американские молодые люди азиатского происхождения не проводят так много времени со своими друзьями, как представители этих двух групп.

Дружба в раннем подростковом возрасте

Потребность в товарищеских отношениях подталкивает подростков к установлению устойчивых связей со сверстниками: выбору хорошего друга или нескольких друзей, как правило, того же пола. Подросток проводит долгие часы в телефонных разговорах со своим приятелем; посещает вместе с ним школу, кружок, спортивные соревнования; копирует его манеру одеваться и его поведение. Обычно лучший друг происходит из той же социально-экономической среды, имеет то же этническое происхождение, получил схожее воспитание; живет по соседству, учится в той же школе и классе; находится в таком же возрасте и имеет те же интересы и увлечения. Приятели обычно хорошо ладят, если у них находится много общего. Гармонично развивающиеся дружеские отношения, так же как и удачный брак, основываются на способности удовлетворять запросы другого человека (Zarbatany, Ghesquiere, and Mohr, 1992). Если товарищам удается удовлетворить взаимные потребности, узы их дружбы могут стать еще прочнее.

Оставьте комментарий