Выводы о пиаже

1. Пиаже делит процесс когнитивного развития на четыре основные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, стадии конкретных и формальных операций.

2. В течение сенсомоторного периода дети узнают о влиянии своих действий на чувства и восприятие. На сенсомоторной стадии дети осваивают последовательности сенсорно-моторных действий.

3 — Дооперациональная стадия — это период обретения речи, когда ребенок учится общаться с миром, манипулируя символами.

4 — На стадии конкретных операций у детей появляются некоторые способности к логическим рассуждениям, но только тогда, когда они думают о реальных вещах или о том, с чем сталкивались в своем опыте. Они понимают иерархические взаимоотношения, способны делать транзитивные выводы и понимать умственные операции, такие как обратимость и идентичность.

5 — На стадии формальных операций дети могут пользоваться логическими рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конкретных объектов. У них появляется способность к интроспективному мышлению (мысли о мыслях); абстрактному мышлению (выход за границы реального к возможному); логическому мышлению (способность учитывать все значимые факты и мысли и делать из них верные выводы) и

Гипотетическому мышлению (формулирование гипотезы и ее доказательство с учетом многих переменных).

6. Уровень развития формального мышления влияет на образ мыслей и поведение подростков. Умение разобраться в том, что есть, и представить себе то, что могло бы быть, делает их идеалистичными и непокорными.

7. Индивиды, овладевшие формальным мышлением, при формировании системы ценностей склонны ориентироваться на долговременные ценности в отличие от тех, кто еще не достиг стадии формального мышления.

8. Подростков иногда обвиняют в лицемерии, поскольку у них часто слово расходится с делом.

9 — Иногда подростки проявляют псевдоглупость — тенденцию выбирать слишком сложный подход к простым задачам.

Ю. Подростки становятся эгоцентричными, у них развиваются явление воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Они очень застенчивы и почти все время ощущают себя как будто на сцене. Миф о собственной исключительности заставляет подростков верить в уникальность их переживаний и собственную неуязвимость.

11. Подростки проводят много времени в интроспеции, размышляя о собственных мыслях и чувствах.

12. Овладев формально-операциональным мышлением, подростки начинают размышлять о себе и формировать свою идентичность.

13. Не все подростки достигают стадии формальных операций, и не все подростки одного возраста находятся на одной и той же стадии развития.

14. Существуют доказательства наличия пятой стадии когнитивного развития. Она описывается как диалектическая стадия, или как стадия проблемного поиска. Мыслящий диалектично может объединять

Противоречивую информацию при отсутствии ясности и наличии сложности. Находящийся на стадии проблемного поиска может раскрывать проблемы, еще детально не проработанные.

15. Подростки из разных культур обнаруживают значительное разнообразие в способности к абстрактному мышлению. Социальные институты, такие как школа или семья, ускоряют или затормаживают развитие формальных операций. Урбанизация, грамотность и образование — все вместе связано с формальным мышлением.

16. Мотивация и знакомство с содержанием тестов в значительной мере воздействуют на то, использует ли подросток методы формального мышления, когда пытается решить проблемы.

17. Школа может играть роль в развитии формального мышления.

18. Хотя развитие подростков происходит не точно так, как описывал Пиаже, его основные находки верны — а именно подростки демонстрируют качественные когнитивные изменения, они думают более абстрактно, чем подростки на более ранней стадии развития, они чаще пользуются дедуктивным методом, они более обстоятельно генерируют решение проблем и более логично оценивают свои решения, они более осознают собственный мыслительный процесс.

Ключевые термины

Анимизм

Взаимодействие по типу принадлежности к классу

Воображаемая аудитория

Гипотетически-дедуктивное мышление

Дедуктивное мышление

Диалектика

Дооперациональная стадия

Иерархическая классификация

Индуктивное мышление

Интроспекция

Консервация проблем

Лицемерие

Миф о собственной исключительности

Псевдоглупость

Сенсомоторная стадия

Сериация

Синкретизм

Стадия конкретных операций

Стадия проблемного поиска

Стадия формальных операций

Транзитивное умозаключение

Трансдуктивное мышление

Умственные операции

Центрация

Эгоцентризм

Вопросы для обсуждения Личные размышления

1. Подумайте о примерах из личной жизни, когда вы, ваши братья и сестры или ваши друзья продемонстрировали одновременно три или более особенностей из следующих: воображаемую аудиторию, миф о собственной исключительности, подростковое лицемерие, идеализм или пседвоглупость.

2. Вы чувствовали, что воображаемая аудитория подавляла проявление ваших творческих возможностей, когда вы были моложе? Это сохранилось до сих пор?

3 — Как ваши родители поддерживали в вас развитие формального мышления? Какие возможности они действительно создавали?

4. Удовлетворены ли вы вашим уровнем когнитивного развития? Каким образом вам хотелось бы стать умнее и мудрее? Это в равной степени диалектическое или мышление проблемного поиска?

Групповое обсуждение

5 — Если двум детям вы дадите одинаковые порции мороженого, но в

Стаканчиках разного размера, что они с большей вероятностью сделают?

6. Предложите несколько примеров из реальной жизни, практически показывающих, как когнитивные ограничения дооперациональной стадии влияют на поведение 5-летнего ребенка и его решения.

7. Опишите, как дошкольники, школьники начальных и средних классов стали бы играть в игру «20 вопросов»? Как бы они выбирали вопросы?

8. Вообразите, что вы взяли тесты Пиаже о сохранении массы веществ — тот тест, где в двух одинаковых стаканах одно количество воды, а затем из одного стакана вода переливается в сосуд иного объема. Продумайте три аргумента, чтобы убедить другого человека, что количество воды осталось неизменным.

9. Еще один тест, который использовал Пиаже для оценки того, достиг ли подросток стадии формальных операций, не описан в тексте и является химическим экспериментом. Он состоит в том, что детям показывают 5 колбочек, наполненных окрашенной жидкостью. За экраном экспериментатор сливает несколько колбочек и показывает детям сосуд с желтой жидкостью. Затем детей просят самих сделать то же самое и получить желтую жидкость. Как вы думаете, как дети на стадии конкретных операций и на стадии формальных операций будут подходить к решению данной задачи?

Ю. Почему нужно пройти стадию формальных операций, чтобы перейти на стадию проблемного поиска или диалектическую стадию?

11. Если есть препятствие к достижению диалектической стадии, можно ли достичь стадии проблемного поиска?

Вопросы для дискуссии

12. Обсудите утверждение: «Многие подростки находятся на стадии когнитивного развития, которая не позволяет им эффективно использовать способы контроля рождаемости».

13. Средняя школа подкрепляет стиль Пиаже, основанный на индивидуальном исследовании, или стиль Выготского, основанный на совместном поиске решения?

14. Подросткам следует заранее подумать о личных изменениях, которые с большой вероятностью они испытают в процессе когнитивного развития.

15. Идеализм в конечном счете скорее хорошая, чем плохая штука.

Рекомендуемая литература

1. Elkind, D. (1981). Children and Adolescents: Interpretive Essays on Jean Piaget. 3rd ed. New York: Oxford University Press.

2. Elkind, D. (1998). All Grown Up arid No Place to Go: Teenagers in Crisis. New York: Perseus Books.

3. Jardine, D. W. (2005). Piaget & Education: Primer. New York: Peter Lang Publishing.

4. Montangero, J., Maurice-Naville, D., and Cornu-Wells, A. (1997). Piaget or the Advance of Knowledge. Mahwah, NJ: Erlbaum.

5. Pass, S. (2004). Parallel Paths to Constructivism: Jean Piaget and Lev Vygotsky. Greenwich, CT: Information Age Publishing.

6. Piaget, J. (2001). Language and Thought of the Child. London, England: Routledge.

7. Serulinkov, A. (2000). Piaget for Beginners. New York: Writers & Readers. York: Plume.

Оставьте комментарий