Выводы о личной жизни подростков

1. Потребность в близких друзьях усиливается в подростковом возрасте. Дружба является связующим мостиком между эмоциональной зависимостью от родителей и приобретением полной эмоциональной самостоятельности.

2. Подросткам свойственно чувство одиночества.

3. Умению дружить дети частично учатся в семье. Подростки, поддерживающие теплые отношения с родителями, обычно лучше социально приспособлены.

4 — Друзья младших подростков обычно сильно похожи по нескольким причинам: во-первых, подростки ищут друзей, подобных себе; во-вторых, став друзьями, они еще больше стараются быть похожими друг на друга.

5. Младшие подростки очень боятся быть преданными, поэтому их дружеские отношения нестабильны.

6. С переходом подростков в среднюю школу расширяется круг их друзей. Младшие подростки хотят иметь много друзей, взрослея, они становятся более избирательными, ищут не многих, а хороших друзей.

7. Подростки проводят вместе с друзьями много свободного времени: гуляют, смотрят телевизор, разговаривают, ходят по магазинам, иногда употребляют спиртное.

8. Подростки добиваются принятия группой и популярности, пытаясь подражать другим, стремясь к достижениям, участвуя в школьных мероприятиях, развивая и демонстрируя личностные качества, которые ценит группа, развивая социальные умения, необходимые для принятия в группу. Занятия спортом, к примеру, повышают популярность мальчиков.

9 — Большое количество друзей, однако, не является залогом популярности. Популярные подростки являются общественными лидерами. Они не всем нравятся и часто используют различные виды агрессии для поддержания своего статуса.

10. Запугивание — явление, с которым знакомы не все подростки. Подростки, не похожие на других, застенчивые и непопулярные, чаще становятся жертвами запугивания. К счастью, существуют программы, способные снижать число случаев запугивания.

11. Психологическое развитие включает три стадии: аутосоциальную, гомосоциальную и гетеросоциальную. Одна из основных задач — развитие гетеросоциальности, при которой человек выбирает себе друзей обоих полов.

12. Большинство подростков переживают романтические увлечения и влюбляются в реальных или воображаемых партнеров.

13. Потеря любви может стать главной причиной переживаний подростков.

14. Романтические встречи преследуют несколько важных целей: развлечение, общение, приобретение статуса, получение сексуального удовольствия, выбор партнера, развитие близких отношений.

15. Романтические отношения подростков развиваются постепенно, сначала общение происходит в смешанных группах, затем формируются отдельные влюбленные пары.

16. К сожалению, распространены случаи насилия на свиданиях. Хотя в таких случаях насилие проявляют как парни, так и девушки, чаще агрессорами выступают парни. Парни меньше страдают в случаях проявления насилия на свиданиях. Насилие на свиданиях является мировой проблемой.

17. Подростки, постоянно встречающиеся с кем-то, чаще вступают в половые отношения, чем часто меняющие подружек/друзей.

18. Большинство учащихся колледжей одобряют добрачное сожительство при определенных обстоятельствах, примерно половина из них сожительствует со своим партнером до вступления в брак.

19. Подростки сожительствуют по разным причинам: потому что это удобно, потому что они чувствуют эмоциональную привязанность, проверяют свои чувства перед браком или не считают нужным вступать в брак.

20. Добрачное сожительство не способствует более счастливому браку и не снижает вероятность развода.

21. Все больше пар, сожительствующих без брака, заводят детей.

22. Чем моложе вступающие в брак супруги, тем больше вероятность того, что брак будет несчастливым и закончится разводом.

23. Вступающие в брак девушки-старшеклассницы обычно моложе своих мужей. В ранние браки вступают подростки из малообеспеченных семей, не заинтересованные в продолжении образования, забеременевшие девушки, подростки, плохо успевающие в школе, сельские жители, молодые люди, испытывающие проблемы во взаимоотношениях с родителями.

24. Подростки вступают в брак из-за преждевременной беременности, в силу романтического отношения к браку, попытки уйти от семьи, под давлением общества.

25. Молодые пары сталкиваются со множеством проблем, включая незапланированных детей, незрелость, финансовые трудности и конфликты с родственниками супруга/супруги.

26. Ранний брак снижает возможности получения образования. Состоящие в браке учащиеся старших классов часто забрасывают учебу, однако все создавшие семьи учащиеся, а также молодые замужние и незамужние

Ключевые термины

Агрессия отношением

Агрессия репутационная

Аутосоциальность

Гетеросоциальность

Гомосоциальность

Когнитивно-поведенческая модификация

Нормативная регуляция

Привязанность

Вопросы для обсуждения Личные размышления

1. Часто ли вы чувствовали себя одиноко в средней и старшей школе? Если да, то можете ли вы сказать почему?

2. Сравните свои взаимоотношения с лучшим другом в средней, старшей школе и сейчас. Как изменилась ваша дружба?

3 — Как вы пытались добиться популярности в молодости?

4 — Как вы относились к популярным ученикам в средней и старшей школе? Они вам нравились? Вызывали восхищение? Были ли они приятными людьми?

5 — Вспомните свою первую любовь. Почему вы влюбились именно в нее/него?

6. Согласились бы вы сожительствовать с кем-то до брака? Если да, то при каких обстоятельствах? Если нет, то почему?

Обсуждение в группе

7. Как бы вы ответили на каждый из этих вопросов, если бы их вам задал ученик средней или старшей школы?

8. Как понравиться окружающим?

9 — Что делать, если лучший друг обсуждает тебя за спиной?

10. Чего парни ищут в девушках?

11. Чего девушки ищут в парнях?

12. Как можно преодолеть стеснительность?

13. Как отличить настоящую любовь?

14. Как разорвать отношения, не причинив боли другому человеку?

15. В чем плюсы и минусы постоянных отношений с кем-нибудь в старших классах?

16. Посоветовали бы вы другим молодым людям жить вместе? Почему? Или почему нет?

17. В каком возрасте, по вашему мнению, люди должны вступать в брак? Объясните свою точку зрения.

18. Серьезно ли ваша школа относилась к проблеме запугивания? Как она с ним боролась?

Вопросы для дискуссии

19 — Вряд ли можно изменить социальную структуру средней и старшей школы: всегда будут популярные и непопулярные ученики.

20. Родители должны препятствовать романтическим свиданиям младших подростков.

21. Нужно препятствовать добрачному сожительству.

22. Должны ли в США увеличить минимально допустимый возраст вступления в брак до 21 года?

Рекомендуемая литература

1. Furman, W., Brown, В. В., and Feiring, С. (Eds.). (1999). The Development of Romantic Relationships in Adolescence. Cambridge, England: Cambridge University Press.

2. Garbarino, J., and deLara, E. (2003). And Words Can Hurt How to Protect Adolescents from Bullying, Harassment arid Emotional Violence. New York: Free Press.

3. Way, N., and Hamm, J. V. (Eds.). (2005). The Experience of Close Friendship in Adolescence: New Directions for Child & Adolescent Development. San Francisco: Jossey-Bass.

4. Wu, S. (2000). Cohabitation: An Alternative Fonn of Family Living. Oxford, England: Oxford University Press.

Глава 13 Общество, культура и субкультура подростков

Культура и общество Подростковая субкультура

Мнимая дихотомия

Особые социальные отношения и культура Подростковые общества Формальные общества

Группы учащихся одной параллели (курса)

Социальный класс и статус

Формальные и полуформальные системы

Формальная академическая подсистема Полуформальная подсистема внеклассной деятельности Подсистема друзей

Наиболее известные молодежные субкультуры

Флэпперы

Хиппи

Скейтеры

Хип-хоп

Готы

Материальные аспекты подростковой культуры

Подростки как потребительская сила

Одежда

Автомобиль

Мобильные телефоны

Компьютеры и Интернет

Нематериальные аспекты подростковой культуры

Сленг

Музыка

Интересно узнать…,

Что называют подростки собственной субкультурой?

Что является наиболее значимым признаком в подростковом возрасте?

Полезны ли для подростков занятия спортом?

Важно ли для подростка принадлежать к клике?

Насколько толерантны подростки к людям, которые отличаются от них?

Почему увлечения важны для подростков?

Вызывает ли слушание антисоциальной музыки антисоциальное поведение?

Некоторые исследователи с определенностью бы заявили, что подростки имеют и свое общество и свою культуруОбщество подростков — это структурная организация подгрупп в социальной системе подростков, другими словами, это организованная сеть взаимосвязей и связей среди подростков. Подростковая культура — это совокупность способов жизни подростков; это относится к основной части норм, ценностей, установок и обычаев, которые признаны членами подросткового общества подходящими в качестве руководства к действию. Термин «подростковое общество» относится к взаимоотношениям подростков внутри их социальной системы; под «культурой» подразумеваются способы их мышления, поведения и образ жизни.

Эта глава посвящена как подростковому обществу, так и подростковой культуре. Мы рассмотрим формальные и неформальные общества подростков как внутри, так и вне школы. Будут очерчены и исследованы факторы, влияющие на положение подростка в формальной группе, а также существующая в старших классах школы и в колледжах субкультура. В главе рассматриваются четыре важных материальных аспекта подростковой культуры — одежда, автомобили, мобильные телефоны, Интернет, и два нематериальных — сленг и музыка.

Культура и общество

Общество подростков не является единой, всеобъемлющей, монолитной структурой, включающей в себя всех молодых людей. Существуют многочисленные подростковые общества, сильно отличающиеся по возрастному, социоэкономическому и этническому или национальному составу участников. Кроме того, подростковые группы очень слабо структурированы. Они существуют без какой-либо официальной письменной регламентации и не соответствуют традиционным организационным моделям. Пребывание подростков в рамках какой-либо системы длится всего несколько коротких лет, что обусловливает нестабильность ее устройства.

Каждая локальная группа подростков обособлена, между школьными группами и компаниями по месту жительства существует лишь слабая связь. Несмотря на наличие общенациональных молодежных организаций, клубов болельщиков или спортивных клубов, большинство подростковых объединений имеют в основном местный характер и в различных вариантах повторяются во всех районах.

То же самое можно сказать о подростковой культуре. Нельзя рассматривать культуру американских подростков как совокупность убеждений, ценностей и сложившихся обычаев, в одинаковой степени свойственных всей молодежи страны. Так же как существуют региональные, этнические и классовые версии национальной культуры взрослых, есть варианты и подростковой культуры, различные для разных сегментов населения. Подростковая культура неоднородна; наиболее популярен образ городского подростка из среднего класса. Однако могут быть и значительные отклонения от этого «шаблонного» образца. Более точное описание должно отражать наличие множества версий подростковой культуры в различных группах американской молодежи; эти группы принимают общие элементы основной культуры среднего класса, но избирательно и в различной степени участвуют в деятельности организованного подросткового общества.

Но перед тем, как анализировать общество подростков или их культуру, необходимо ответить на важный вопрос: уникальны ли подростковые общество и культура и в чем их отличие от мира взрослых?

Подростковая субкультура

Согласно одной точке зрения, подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставлении ценностям взрослых. Такого рода субкультура характерна в основном для старших классов школы, когда возникает небольшое общество и большинство важных взаимодействий происходит внутри него, с внешним миром взрослых оно связано лишь несколькими нитями. Чем дольше дети учатся в школе, где они отделены от взрослого общества, тем больше времени они посвящают внеклассной деятельности. Они создают субкультуру со своим собственным языком, модой и, что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от системы ценностей взрослых. Как следствие, подростки живут в изолированном обществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не взрослых.

Существует и противоположная точка зрения: подростки разделяют ценности, убеждения и обычаи взрослых, поэтому теория отдельной

Подростковой субкультуры, отличающейся от культуры взрослых, является мифом. Это мнение подтверждается рядом научных изысканий. Например, когда нужно было решить, что делать в жизни дальше, подростки с большей вероятностью обращались к родителям, чем к сверстникам (Malmaberg,

2001). Конфликты между поколениями обычно возникали по повседневным бытовым вопросам: шум, аккуратность, пунктуальность и проживание под одной крышей, а не из-за фундаментальных понятий, таких как честность, настойчивость, упорство и забота об окружающих (Smetana, 2002).

До сих пор существуют разногласия в том, считать ли подростковую культуру отличной от взрослой.

Мнимая дихотомия

Чем больше проводится исследований и чем внимательнее изучаются их результаты, тем очевиднее становится, что подростки не ориентируются только на родителей или только на сверстников. Одно из объяснений этому — родители и сверстники во многом похожи, поэтому группа ровесников скорее подтверждает родительские ценности, нежели противостоит им. Подростки склонны выбирать друзей, ценности которых похожи на их собственные (Aloise-Young, Graham, Hansen, 1994), поэтому ценности родителей и сверстников могут в значительной степени совпадать из-за общности их происхождения, социально-экономических условий жизни, религии, образования и даже места жительства. И, как было описано ранее, некоторые подростки более подвержены влиянию сверстников, другие — родителей, причем учитываются возраст, пол, социально-экономическое положение родителей и подростков — но большинство базовых ценностей, которых придерживаются подростки, совпадают с ценностями их родителей. Существуют некоторые отличия: подростки больше ценят популярность, неподчинение традициям и гедонизм, чем их родители (Boelmke, 2001).

Система социальных взаимоотношений, в которую вовлечены подростки, существенно отличается, но не в том смысле, что только этот мир для них значим, а в том, что это общество контролируется взрослыми лишь частично. Большинство современных подростков одновременно (в зависимости от того, какая группа взаимодействий анализируется) являются смущенными юнцами в мире взрослых и относительно уверенными в себе, осознающими свой статус членами групп сверстников.

Оставьте комментарий