С первого класса школы отношение родителей к выполнению домашних заданий должно показать ребенку, что за сделанные уроки отвечают он сам и его учитель. Родители не должны следить за выполнением уроков или проверять домашние задания [4 — Автор отдает себе отчет, что эта рекомендация входит в противоречие с требованиями некоторых учителей.], за исключением случаев, когда об этом просит сам ребенок. Если родитель берет на себя ответственность за сделанные уроки, то ребенок охотно соглашается на такое условие, и с этих пор родитель обречен нести на себе тяжкий крест. Выполнение домашних заданий может превратиться в оружие, с помощью которого ребенок наказывает, шантажирует и эксплуатирует родителей. Можно избежать многих неприятностей, если не вникать в детали домашних заданий, а ограничиваться неопределенными замечаниями типа: «Домашнее задание это твоя ответственность. Домашнее задание — это для тебя то же самое, что для нас наша работа».
Значение домашней работы в начальных классах не стоит переоценивать. Есть множество хороших школ, где школьникам младших классов вообще не дают заданий на дом. Похоже, что ученики этих школ не отстают от их шести-семилетних сверстников, которым приходится трудиться над уроками. Главной ценностью домашних заданий является возможность для ребенка приобрести опыт самостоятельной работы. Но для того чтобы эта ценность была реализована, необходимо, чтобы домашняя работа была по силам ребенку и он мог выполнить ее самостоятельно, почти не прибегая к помощи взрослых. Прямая помощь, то есть выполнение работы взрослым, может показать ребенку, что он один совершенно беспомощен. Косвенная помощь, напротив, может оказаться весьма полезной. Например, мы можем позаботиться о том, чтобы при выполнении домашних заданий ребенку никто не мешал, чтобы у него был удобный стол и достаточное количество справочной литературы. Мы можем также помочь ребенку выбрать подходящее время для выполнения уроков в зависимости от времени года. В теплые весенние или осенние дни ребенок сначала с удовольствием погуляет на улице, а потом (надо надеяться) сядет за уроки. В холодные зимние дни, напротив, сначала надо сделать уроки, особенно если по вечерам ребенку разрешают смотреть телевизор.
Некоторые дети любят делать уроки в присутствии взрослых. В этом случае им можно разрешить воспользоваться кухонным или обеденным столом. Не надо при этом делать детям замечания относительно осанки, внешних манер и возможной порчи мебели.
Некоторым детям лучше работается, если в процессе приготовления уроков они грызут карандаш, чешут голову или раскачиваются на стуле. Наши замечания по этому поводу могут вызвать у ребенка внутреннее напряжение (фрустрацию) и ухудшить его умственную работоспособность.
Выполнение ребенком домашнего задания нельзя прерывать вопросами и всякими пустяками, которые могут подождать. Наше дело — оставаться на заднем плане, обеспечивая комфорт и общую поддержку, а не давать советы и лезть к ребенку с мелочной помощью. Иногда мы можем разъяснить непонятное место или объяснить неясное предложение. Следует, однако, избегать замечаний типа:
«Если бы ты не был так рассеян, то запомнил бы, что вам задали».
«Если бы ты слушал учителя, то знал бы задание».
Мы должны оказывать свою помощь ребенку скупо, но внимательно и сочувственно. Нам следует больше слушать, чем поучать. Мы можем показать направление при условии, что путник — наш ребенок — самостоятельно доберется до цели своего путешествия.
Отношение родителей к школе и к учителям может определить отношение ребенка к домашним заданиям. Если у родителей в обычае ругать школу и принижать роль учителей, то ребенок сделает из такого отношения вполне очевидные и предсказуемые выводы.
Родители должны поддерживать авторитет учителя и его требования относительно ответственного отношения к выполнению домашних заданий.
Если учитель строг, у родителя появляется блестящая возможность проявить сочувствие.
«В этом году тебе придется нелегко, будет очень много работы».
«В этом году тебе придется туго».
«Он на самом деле очень строгий учитель».
«Я слышал, что в этом году у вас очень требовательный учитель».
«Я слышал, что он особенно требователен в отношении домашних заданий. Кажется, тебе в этом году придется поработать».
Очень важно избегать ежедневных стычек по поводу уроков.
«Послушай, Реджи, с сегодняшнего дня ты будешь заниматься языком каждый день, включая субботы и воскресенья, отныне никаких игр и никакого телевизора».
«Роджер! Я уже устала напоминать тебе, что надо делать уроки. Папа хочет, чтобы ты пошел по его стопам. Мы не хотим, чтобы в нашей семье были неграмотные».
Угрозы и понукания очень распространены во многих семьях: они создают иллюзию, что мы стараемся изменить ситуацию к лучшему. В действительности такие понукания и предостережения приносят больше вреда, чем пользы. Результатом является напряженная обстановка в доме, раздражение родителей и озлобленность ребенка.
Многие способные дети не делают уроки и получают в школе плохие отметки, так как подсознательно восстают против родительских амбиций. Для того чтобы вырасти и стать зрелым человеком, каждый ребенок должен развить в себе чувство индивидуальности и независимости своего «я» от отца и матери. Если родители проявляют слишком сильную эмоциональную заинтересованность в школьных успехах ребенка, то он воспринимает это как покушение на свою независимость и автономию. Если успешное выполнение домашних заданий и высокие оценки становятся бриллиантами в короне родителей, то ребенок может предпочесть являться домой в короне, утыканной репейником, который является его личным достоянием. Противореча честолюбивым устремлениям родителей, такой юный мятежник обретает чувство собственной независимости. Так, потребность в обретении индивидуальности и неповторимости может толкнуть ребенка на неуспеваемость, несмотря на давление со стороны родителей и наказания. Как сказал один ребенок: «Они могут лишить меня телевизора и удовольствий, но не смогут отнять у меня моих двоек».
Очевидно, что нежелание учиться — не простая проблема, которую можно решить строгим или, наоборот, снисходительным отношением. Нарастающее давление со стороны родителей может усилить сопротивление ребенка, а отношение типа laissez faire [5 — Пусть будет, что будет (фр.). (Примеч. пер.)] может примирить ребенка с мыслью о том, что он незрелая и безответственная личность. Решение этой проблемы не может быть ни легким, ни скорым. Некоторым детям требуется помощь психотерапевта, для того чтобы прекратить борьбу с родителями и добиться чувства удовлетворения от успехов, а не от провалов.
Другим детям может потребоваться обучение наставника, который ориентирован в
Вопросах детской психологии. Категорически недопустимо, чтобы в роли такого наставника выступал кто-либо из родителей. Наша цель заключается в том, чтобы показать ребенку, что он полноправный индивид, самостоятельная личность, независимая от нас, и несет ответственность за свои успехи и неудачи. Если ребенку позволяют ощущать себя индивидом с самостоятельными потребностями и целями, он начинает принимать на себя ответственность за свою жизнь и за свои нужды.