Улавливаете ли вы главную мысль, проходящую через все наши рассуждения? Она состоит в том, что нельзя медлить, ждать, пока что-то случится, а потом реагировать на происшедшее. Вы должны предвидеть. Готовиться. Смотреть вперед, быть уверенными в том, что ваш ребенок подготовлен наилучшим образом и максимально защищен на каждом возрастном этапе. Чем старше ребенок, тем надежнее он должен быть укреплен изнутри, поскольку вы не можете находиться рядом с ним постоянно. В этом смысл позитивного воспитания.
Надо помнить, что такая подготовка и научение детей — не формальное мероприятие периодического характера. С детьми так не бывает, здесь надо выбирать время, учитывая при этом два момента. Во-первых, следует использовать благоприятную ситуацию, когда ребенок проявляет любознательность и задает вопросы, то есть когда он открыт для познания и научения. Никогда нельзя упускать такой драгоценный шанс.
Самое хорошее время для научения ребенка — это время вопросов «почему?», когда они сыплются на вас беспрестанно, а вы должны с готовностью, максимально полно и понятно отвечать на них. Мы уже немало слышали о так называемых «качественно благоприятных» временах, однако авторы этих теорий забывают, что вопросы у детей возникают непроизвольно и не укладываются во временные рамки, установленные для них взрослыми. Хороший родитель готов отвечать на детские вопросы в любое время.
Во-вторых, наиболее благоприятным для научения моментом является период максимальной эмоциональной близости между вами и ребенком. Один из них — это подготовка ко сну, когда ребенок уже в постели и открыт для близкого и любящего общения с вами, когда можно почитать, поговорить и помолиться вместе. Не упускайте
Эту чудесную возможность, с одной стороны, удовлетворить эмоциональные потребности ребенка, а с другой — продолжить процесс воспитания и научения в любви. Нежные воспоминания об этом времени надолго сохранятся в детском сердце.
Когда наши дети были маленькими, мы с женой часто читали книжки каждому из детей в отдельности, иногда какие-то детские истории, а иногда христианские или библейские рассказы. Я всегда старался подобрать книги с пользой для конкретной ситуации в жизни ребенка. Порой мы читали короткие трогательные рассказы, подводившие нас к разговору о духовных ценностях. Мы радовались, когда наши дети задавали вопросы о прочитанном, потому что мы чувствовали, как навстречу нам раскрываются их сердца. В конце многих рассказов есть вопросы, которыми можно пользоваться, если сам ребенок не проявляет инициативы.
Во время подготовки ко сну мы как бы мимоходом касались в разговоре тех неприятностей, которые могли вскоре ожидать ребенка, а иногда ребенок сам рассказывал о своих сложностях и проблемах. В такой свободной, дружелюбной обстановке дети убеждались в том, что всегда могут обратиться к нам с любой нуждой, что наши сердца всегда открыты для них.