Похвала имеет две стороны — наши слова и выводы, которые делает из них ребенок. Наши слова должны ясно сказать ребенку, что мы одобряем его усилия, работу, достижение, помощь, внимание или творчество. Наши похвалы должны быть сформулированы так, чтобы ребенок с неизбежностью вывел из них нужные заключения о своей личности. Наши слова должны стать магическим холстом, на котором ребенок сможет написать положительный образ своей личности. Этот пункт мы проиллюстрируем следующими примерами.
Полезная похвала: Спасибо тебе за то, что вымыл машину. Теперь она выглядит как новая.
Возможный вывод: Я хорошо потрудился. Мою работу оценили.
(Бесполезная похвала: Ты просто ангел.)
Полезная похвала: Мне понравилась твоя поздравительная открытка. Она очень красива и написана с большим остроумием.
Возможный вывод: У меня хороший вкус, я могу полагаться на собственные суждения.
(Бесполезная похвала: Ты всегда такой внимательный.)
Полезная похвала: Твое стихотворение тронуло меня до глубины души.
Возможный вывод: Я рад, что могу писать стихи.
(Бесполезная похвала: Ты хороший поэт для своих лет.)
Полезная похвала: Ты сделал очень красивую книжную полку.
Возможный вывод: Я способный.
(Бесполезная похвала: Какой ты хороший плотник.)
Полезная похвала: Твое письмо доставило мне большую радость.
Возможный вывод: Я могу приносить людям радость и делать их счастливыми.
(Бесполезная похвала: Ты очень хорошо умеешь писать письма.)
Полезная похвала: Мне очень понравилось, как ты сегодня помыла посуду.
Возможный вывод: Я приношу пользу. (Бесполезная похвала: Ты у нас лучше домработницы.)
Полезная похвала: Спасибо, что сказал мне, что я дал тебе слишком много денег. Мне это очень понравилось.
Возможный вывод: Я рад, что проявил честность.
(Бесполезная похвала: Какой ты честный мальчик.)
Полезная похвала: В твоем сочинении я почерпнул пару свежих идей.
Возможный вывод: Я могу быть оригинальным.
(Бесполезная похвала: Для своего уровня ты написал хорошее сочинение, но, конечно, тебе надо еще многому научиться.)
Описательные высказывания и позитивные умозаключения детей являются строительными блоками, из которых формируется душевное здоровье ребенка. Позже он внутренне повторит себе вывод, который самостоятельно сделал в ответ на наши слова о его действиях и поступках. Реалистические позитивные утверждения, постоянно повторяемые самим ребенком, в большой степени определяют его хорошее мнение о самом себе и окружающем его мире.