Разрешение дилеммы

Поскольку известны только два способа выражения гнева, вы можете направить выбор вашего ребенка к одному из них. Какой из них лучше? Конечно, словесный.

Поэтому второе условие обучения умению справляться с гневом — это побуждение ребенка к выражению гнева словами. Наиболее зрелым способом управления гневом является такой, при котором выполняются следующие условия:

• гнев выражается словами;

• гнев выражается в корректной форме;

• конфликтная ситуация разрешается с человеком, на которого направлен гнев;

• присутствует стремление разрешить конфликт внутри себя.

Когда ребенок выражает свой гнев словами, пусть и неприятными, он уже находится на пути к способности управлять им сознательно. Именно таково условие зрелого контроля над гневом — выражать его словесно. Если же вы запрещаете ребенку любое проявление гнева, он будет вынужден подавлять его, но в конце концов этот гнев заявит о себе в пассивно-агрессивном поведении (мы вкратце коснемся этого ниже). Невозможно научить ребенка контролировать свой гнев, не научив прежде выражать его словами.

Когда разгневанный ребенок в резких словах изливает свои эмоции родителям, это всегда очень неприятно, и родители обычно сами начинают гневаться и произносить угрожающие фразы типа «Как ты смеешь так говорить со мной? Чтобы я больше этого никогда не слышал(а)! Тебе понятно?»

Если вы запрещаете несчастному ребенку выразить его гнев словами, тогда у него остается два варианта. Во-первых, он может подчиниться и подавить в себе гнев. На самом деле, ребенок подавляет не только тот гнев, с которым он пришел к вам, но и тот, который вы спровоцировали в нем, обрушив на него свои гневные претензии. Это прямой путь к пассивно-агрессивному поведению. Во-вторых, ребенок может не подчиниться и начать выражать гнев действиями. Но тогда готовьтесь к большим проблемам!

Вы никогда не научите ребенка контролировать гнев, если не научите его выражать свои отрицательные эмоции в словах [15 — О выражении детьми своего гнева в словесной форме см.: Gary Chapman and Ross Campbell, The Five Love Languages of Children (Chicago: Northfield, 1997), 156-157. См. также: Ross Campbell, Kids in Danger: Disarming the Destructive Power in Your Child (Colorado Springs: Chariot Victor, 1999).]. Без этого ваш ребенок никогда не сможет справляться со своим гневом сознательно. Таковы горькие плоды «капкана наказания» для тех, кто в него попадает, — антиродительские настроения и пренебрежение любыми авторитетами. К сожалению, такую картину мы видим в большинстве современных семей.

Оставьте комментарий