Большинство подростков считает, что с мамами говорить легче, чем с папами, поскольку они полагают, что мамы их лучше понимают.
Отношения с родителями в какой-то степени портятся в подростковом возрасте. Подростки сообщают, что общаются с родителями меньше, чем когда они были младше. Они уже не так доверяют родителям, и общаться с ними подросткам зачастую тяжело (Beaumont, 1996). Возможно, одной из причин такого недостатка общения является то, что родители часто не хотят прислушиваться к воззрениям подростков, не воспринимают их мнение как значимое, не пытаются разобраться в их чувствах и точке зрения. Подростки нуждаются в родителях, которые участливо разговаривают с ними, а не над ними.
«Мы хотим, чтобы к родителям можно было прийти со своими проблемами и быть уверенными, что нас поймут. Многие родители просто не слушают нас, даже не дают возможности что-либо объяснить. Им не мешает хотя бы иногда смотреть на вещи и с нашей позиции.
Хотелось бы, чтобы родители хоть раз проиграли в споре с нами и увидели проблему с нашей стороны» (Race, консультационные заметки).
Подростки жаждут встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса (Noble, Adams, and Openshaw,
1989). Исследования показали, что то уважение, которое родители оказывают подросткам, сторицей окупается хорошим климатом и счастьем в семье.
В ходе нескольких исследований было установлено, что подростки больше разговаривают с матерями, чем с отцами, и чаще обращаются к матерям за советом в различных ситуациях (Ackard, Neumark-Stainer, Story, and Perry, 2006; Greene, 1990). Особенно это касается дочерей. С матерями чаще проще поговорить, они слушают с большим пониманием и менее, чем отцы, склонны к осуждению. Общение — один из принципов гармоничных взаимоотношений между родителями и молодежью (Masselam, Marcus, and Stunkard, 1990).
Некоторые родители воспринимают несогласие подростка с их идеями и его готовность вступить в спор как некую угрозу. Отказываясь от разговора и обрывая любую дискуссию словами: «Это не обсуждается. Как я сказал, так и будет!», они исключают саму возможность общения. Впрочем, как и подростки, когда они злятся, хлопают дверьми и уходят рыдать в свою комнату.
Учитывая ограниченность общения между подростками и их родителями и
Тот факт, что зачастую подростки и родители по-разному воспринимают одно и то же событие, даже чуткие, заботливые папы и мамы часто не замечают переживаний, которые испытывает их ребенок-подросток. Некоторые исследования (Hartos and Power, 1997; O’Brien, and Iannotti, 1993) показали, что матери постоянно недооценивают глубину переживаний, испытываемых детьми. Так как родители не могут помочь детям справиться с проблемами, о существовании которых не догадываются, неудивительно, что чем глубже непонимание, тем больше проблем испытывает подросток.
Любовь и положительные аффекты
Под аффектом подразумеваются те эмоции, которые «бушуют» внутри семьи. Аффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительный аффект связан с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью. Члены семьи проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Об отрицательном аффекте мы говорим, когда в семье царят эмоциональная холодность, враждебность, отторжение. Кажется, что члены семьи не только не любят, но даже и не нравятся друг другу. Они могут испытывать взаимную ненависть, быть совершенно безразличны к чувствам и потребностям друг друга и действовать так, как будто все остальные члены семьи ничего для них не значат. В таких семьях нет места привязанности, эмоциональной поддержке, сопереживанию и пониманию.
Подростки крайне нуждаются не только в родительской любви, но и в самих ее внешних проявлениях (Barber, and Thomas, 1986). Однако случается, что родители сами выросли в семьях, где не было принято проявлять добрые чувства. Как следствие, такие люди редко обнимают, гладят и целуют своих детей — т. е. практически никак не проявляют своих добрых, теплых чувств.
Одна девочка так говорит об этом: «Я даже не помню, чтобы родители когда-нибудь сказали, что любят меня. Наверное, они думают, что я и так это знаю; а мне так хочется, чтобы они хотя бы изредка говорили мне, что меня любят, или как-нибудь иначе давали мне это понять».
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ВОПРОСЫ Расширенные семьи
Когда американец европейского происхождения слышит слово «семья», он чаще всего представляет то, что антропологи и социологи называют ядерной семьей. Ядерная семья состоит из замужней пары и их детей. Конечно, в современном американском обществе, где все более возрастает число внебрачно рожденных детей, разводов и повторных браков, многие американцы также подумают о семьях с одним родителем, разобщенных семьях и смешанных. Американцы другого происхождения, однако, скорее всего, представят себе расширенные семьи.
Структура расширенной семьи является типичной для многих народов мира. Семьи во многих частях Азии, Африки и Латинской Америки имеют подобную структуру. Многие коренные народы Америки традиционно поддерживали и продолжают поддерживать подобный семейный уклад. Во многих расширенных семьях бок о бок проживают три поколения: бабушки и дедушки, родители и их дети. Другие состоят из взрослых братьев и сестер с их супругами и детьми. В некоторых уголках света расширенные семьи состоят из мужа, его нескольких жен и их детей.
Расширенные семьи имеют преимущества в том, что больше взрослых берут на себя заботу о детях, разделяют домашние обязанности и расходы. В связи с этим расширенные семьи особенно популярны у малообеспеченных слоев населения Америки. Особенно эта семейная модель распространена среди афроамериканцев, которым исторически привычна подобная структура семьи.
Когда подросток сам станет взрослым человеком, результат такого поведения его родителей может оказаться двояким: либо он настолько изголодается по любви, что эта потребность станет для него преобладающей, либо, наоборот, он и сам вырастет замкнутым и холодным человеком, не способным открыто выразить свою любовь к детям и вообще к близким людям.
Подростки подчеркивают, что нуждаются как во внутренней поддержке (одобрении, принятии, доверии и любви), так и во внешней (внешние проявления поддержки, такие как объятия и поцелуи, поход в кафе или в кино, покупка чего-то особенного). Наличие или отсутствие родительской поддержки, особенно внутренней поддержки и близости, в значительной мере определяет, насколько подростки довольны жизнью (Young, Miller, Norton, Hill, 1995).
Подростки пользуются различными тактиками, чтобы добиться проявлений любви, в которой они так нуждаются (Flint, 1992). Они демонстрируют взаимное доверие (проявляя честность, разговаривая о своих ошибках), они вежливы (слушают и не перечат), демонстрируют внимание и заботу (хвалят своих родителей и помогают им), демонстрируют участие. Старшие подростки полагаются на тактику взаимного доверия чаще, чем младшие, и проявляют больше заботы. Подростки обычно более вежливы с отцами, в то время как с матерями их поведение зачастую демонстративно.
Признание и одобрение
Признание является важнейшей составляющей любви. Любовь ведь
Проявляется и в том, чтобы принимать человека таким, каков он есть — со всеми его недостатками и ошибками. Поэтому подросткам так важно чувствовать, что родители их ценят, признают и любят. Они хотят также, чтобы родители были более терпимы к их потребности в интимности (Bomar, Sabatelly, 1996).
Большинству подростков требуется много родительской любви и заботы. Ощущение родительской поддержки, как внешней, так и внутренней, положительно влияет на ощущение удовлетворенности жизнью
Психологическая автономия — свобода формировать собственное мнение, иметь возможность уединиться, принимать самостоятельные решения. Регуляция — постоянный родительский контроль, наблюдение за исполнением правил.
Связь — наличие теплых, стабильных, любящих, внимательных отношений между родителями и детьми.
Сопереживание (эмпатия) — способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства.
Со стороны родителей требуется некоторое сознательное усилие, чтобы суметь не только показать подростку свое одобрение, но взглянуть на него объективно и увидеть в нем человека, которому ничто человеческое не чуждо. Подростки не хотят жить с ощущением, что в обмен на свою любовь родители требуют от них совершенства; они не могут развиваться в атмосфере постоянной критики и недовольства.