Половые органы и органы выделения находятся в таком близком соседстве друг с другом, что воздействие, оказываемое на ребенка при выработке у него гигиенических навыков, скорее всего, влияет и на половое развитие. На втором году жизни ребенок начинает фокусировать внимание на удовольствиях, связанных с опорожнением кишечника. Для него нет ничего отвратительного в виде, запахе и тактильных свойствах кала. Приучая ребенка к цивилизованным способам опорожнения кишечника, надо особенно заботиться о том, чтобы не воспитать в ребенке отвращения к своему телу и его выделениям. Грубые и торопливые меры могут заставить ребенка почувствовать, что его
Тело и все его функции — это нечто такое, чего надо опасаться, а не радоваться им.
Нетерпеливое обучение приводит к обратным результатам. До второго года жизни ребенок не готов контролировать опорожнение кишечника, а до третьего года жизни он не контролирует мочеиспускание. Случайности и отступления от этого правила, конечно, возможны, и не следует бить тревогу, если ребенок помочится под себя даже на пятом году жизни.
На самой ранней стадии обучения ребенка следует отучить от привычки трогать свои испражнения и ковыряться в них. Однако нет никакой необходимости, да это и не мудро, запрещать детям желать этого. Мы можем позволить детям наслаждаться запрещенными радостями в приемлемых замещающих формах. Дети должны иметь возможность в свое удовольствие возиться с песком, красками, глиной (естественно, коричневого цвета) и с водой. В детском подсознании любая подобная материя представляет настоящий кал, что приносит ребенку компенсаторное удовлетворение, а также утешение по поводу утраченного истинного удовольствия.
Поэтому отсутствие обучения — это стратегия, приводящая к поражению. Если предоставить ребенка самому себе, он может мочиться и испражняться в пеленки в течение весьма длительного периода времени. Возможно, это доставляет удовольствие ребенку, но со временем он упустит удовлетворение, которое приходит вместе с достижениями. Когда ребенок достаточно зрел и готов воспринять обучение, ему ясно говорят: «Это было очень хорошо — писать и какать под себя, когда ты был маленьким. Тебе нравилось ощущение тепла в пеленках, но мы больше не можем это терпеть. Теперь ты будешь делать это в горшочек».
В годы обучения надо проявлять особую осторожность при постановке клизм и измерении температуры в прямой кишке. Грубое или даже обычное проведение этих манипуляций может сильно напугать ребенка, и, став взрослым, он будет продолжать испытывать страх перед этими мероприятиями.
Частое битье ребенка по ягодицам тоже может оказать отрицательное воздействие на половое развитие ребенка. Во время наказания ребенок может испытывать половое возбуждение в связи с близостью половых органов. Он может получать удовольствие от полового возбуждения, которое наступает вслед за наказанием, и будет искать болевые ощущения как необходимую прелюдию к половому акту, уже став взрослым. Есть много супружеских пар, которые получают наибольшее наслаждение от любви после хорошей ссоры или драки.