Почему подростки часто говорят одно, а делают другое?

Подростки часто говорят одно, а делают другое, потому что, выполняя обычные повседневные дела, мысленно они «витают в облаках» и не всегда видят взаимосвязь между тем, что делают, и тем, о чем думают. Взрослые неосознанно поощряют такое притворство, когда просят подростков демонстрировать определенные чувства, в то время как их на самом деле нет.

Второй пример касается группы молодых людей, которые участвовали в

Движении «Марш в защиту воды», получая от спонсоров деньги за каждую пройденную милю. Деньги предназначались для оплаты проб воды в озере Онтарио и борьбы с его загрязнением. Элкинд описывает свою радость по поводу того, что молодежь оказалась вовсе не такой корыстной и беспринципной, какой ее иногда считают. Однако на следующий день выяснилось, что по обочинам дороги, где проходил марш, полно мусора, оберток от гамбургеров и жестянок от лимонада и пива. Пришлось нанимать рабочих для уборки мусора. Возникает вопрос: не больше ли стоимость уборки собранных во время марша денег? Лицемерили ли юные демонстранты? С одной стороны, они протестовали против загрязнения окружающей среды, а с другой — сами оказались среди главных нарушителей, которые губят эту среду (Elkind, 1978).

Поведение этих молодых людей было лицемерным в той мере, в какой оно отражало расхождение между идеалами и поступками. Предполагается, что подростки способны связать общую теорию с конкретными практическими делами, а это не всегда так. Младшие подростки могут сформулировать общий принцип, например «нельзя загрязнять окружающую среду», но у них не хватает опыта для того, чтобы применить его на практике. Это происходит, скорее всего, по причине незрелости их интеллекта, а не из-за порочности характера. Молодые люди считают, что следовать принципам высокой морали — значит просто осознать их и выразить словами, а ничего конкретного можно и не делать. Такое отношение приводит в замешательство и огорчает взрослых, которые настаивают на том, что идеалы невозможно обрести мгновенно — над ними нужно работать. Молодежь, в свою очередь, считает установки взрослых циничными и лицемерными (Elkind, 1978).

Способность подростков размышлять о себе, о собственных мыслях и обществе приводит и к другому проявлению лицемерия: подростки

Притворяются, что они не те, кем являются на самом деле. Ожидается, что им должна нравиться школа, но на самом деле это бывает нечасто. Ожидается, что подростки разделяют убеждения своих родителей, даже когда не согласны с ними. Ожидается, что они не должны выражать обиду и гнев, но на самом деле они и обижаются, и сердятся. По общему мнению, поведение взрослеющих детей не должно расстраивать или разочаровывать родителей, и подростки не решаются говорить с ними и обсуждать самые важные для себя темы. От них требуют не делать одного, не чувствовать другого и не хотеть третьего и ожидают отрицания самих себя и, следовательно, лицемерного поведения. И их недавно обретенная способность предвидеть возможное позволяет им выйти за пределы своего реального Я и притвориться, что они те, кого ожидают увидеть другие.

Псевдоглупость

Элкинд (1978) отмечает, что подростки часто демонстрируют качество, которое он называет псевдоглупостью. Это тенденция выбирать слишком сложный подход к проблеме, что приводит к неудаче не потому, что проблема сложна, а потому, что она слишком проста. Они подходят к большинству проблем, как будто выполняя тест на множественный выбор. Они излишне анализируют ситуацию, ища нюансы, которые, скорее всего, не будут найдены, и их действия парализуются, поскольку задача выглядит слишком сложной. Например, подросток младшего возраста может 20 минут рассматривать меню в ресторане, не имея возможности сделать выбор. Сходным образом подросток более старшего возраста бесконечно выбирает класс для обучения или одежду, чтобы надеть сегодня.

Другими словами, способность выполнять формальные операции позволяет подростку рассматривать альтернативы, но этот новый для него процесс еще не полностью контролируется. Поэтому подросток кажется глупым, хотя на

Самом деле у него отличные способности и просто не хватает опыта.

Эгоцентризм

Еще одним результатом происходящей в юности трансформации интеллекта является развитие новой формы эгоцентризма (de Rosenroll, 1987; Vartanjan, and Powlishta, 1996), которая имеет две основные особенности: появляется так называемая воображаемая аудитория и формируется миф о собственной исключительности (Lapsley, FitzGerald, Rice, and Jackson, 1989).

Вместе с развитием способности анализировать свои мысли у подростков возникает повышенное внимание к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентричными, постоянно занимаются самоанализом. Их мысли направлены скорее на самих себя, чем на окружающих (Goossens, Seiffge-Krenke, and Marcoen, 1992). Юные так озабочены собой, что могут заключить, что других в такой же степени волнует их внешность или поведение. «Эгоцентризм подростков основан именно на их вере в то, что других чрезвычайно интересует их внешность и поведение» (Elkind, 1967, р. 1029). В результате почти все время подростки чувствуют себя «как на сцене» и тратят много энергии на «выступление перед воображаемой аудиторией» (Buis, and Thompson, 1989).

Оставьте комментарий