Дошкольники кажутся эгоистичными, потому что они эгоцентричны.
Но поступают они так совсем не преднамеренно. Они просто не могут представить, что думает, и что чувствует другой человек. Более того, они уверены, что их желания — это и ваши желания, и вам должно нравится тоже самое, что и им.
Этот пример также иллюстрирует идею синкретизма, или попытку связать между собой мысли, которые на самом деле не всегда связаны. Например: в прошлый раз, когда маму увезли в больницу, у нее родился малыш, поэтому ребенок приходит к ошибочному выводу, что и в следующий раз, отправившись в больницу, она вернется домой с новорожденным. Дооперациональное мышление эгоцентрично; это означает, что ребенку трудно понять, почему другие люди не могут смотреть на вещи так же, как он. Например, предположим, вы уже съели три печенюшки, а ваша сестра — только одну На тарелке лежит еще одна печенюшка. Кто, как вы полагаете, должен съесть последнюю печенюшку, если вы находитесь на дооперациональной стадии? Конечно, вы, потому что вы еще голодны. На этой стадии вы не можете поставить себя на место сестры и представить, что чувствует она. Синкретизм, сопряженный с эгоцентризмом, ведет к родственному явлению, называемому анимизм. Маленькие дети полагают, что неживые объекты — особенно имеющие те же характеристики (например, глаза и лица), что животные, — испытывают эмоции и они, безусловно, живые. Поскольку дети чувствуют одиночество, оставаясь одни, они полагают, что их куклы и плюшевые мишки тоже ощущают себя одинокими.
Для мышления на этой стадии характерна также центрация, которая связана со всеми вышеописанными свойствами. Это тенденция к концентрации внимания на одной детали и неспособность переключать его на другие аспекты ситуации (Muuss, 1988). Например, даже если ребенок видел, как всю воду из стакана вылили в блюдце, он может заключить, что в плоском блюдце больше воды, чем в стакане, потому что блюдце шире (рис. 6.1). Он не обращает внимания на то, что стакан выше, и на сам процесс переливания воды.
Рис. 6.1. Понимание принципа сохранения объема, а — ребенок согласен с тем, что в стаканах А и Б одинаковое количество воды; б — воду из стакана Б переливают в блюдце. Ребенок не может понять, что в стакане блюдце по-прежнему одинаковое количество воды, потому что блюдце кажется ему шире, и он не замечает, что при этом его глубина меньше. При изменении одного аспекта (высота водяного столба и его ширина) ребенок не может удержать в уме второй аспект (количество воды)
Из-за того что ребенок не может одновременно удерживать в своих рассуждениях более одного отношения, он делает ошибки в суждениях, дает неадекватные или непоследовательные объяснения, не понимает законов сохранения, а его аргументам не хватает логической последовательности. Он уже мыслит, но это еще не операциональное мышление.