Новый священник получает приход в глухой прерии. Он явился в церковь, чтобы произнести свою первую проповедь, но на нее явился только один подпасок. Священник вслух засомневался, стоит ли ему читать проповедь одному человеку. Подпасок услышал это и сказал: «Я не могу сказать вам, что делать, я простой пастух, но если бы я пришел кормить стадо и нашел на месте только одну корову, то меня сильно бы отругали, если бы я не накормил ее». Священник поблагодарил подпаска за совет и прочитал ему проповедь. Закончив, он спросил своего слушателя, понравилась ли ему проповедь. Ответ был таков: «Я не слишком много понимаю в проповедях, я ведь простой пастух, но если бы пришел кормить коров инашел бы только одну буренку, то меня здорово отчитали бы за то, что я скормил ей все, что было приготовлено для целого стада».
В половом воспитании мы должны преодолеть в себе искушение опрокинуть на голову ребенка все сведения в один раз. Хотя у нас нет никаких причин не отвечать на вопросы детей относительно полов, наши ответы не должны превращаться в краткий курс акушерства. Ответы должны быть краткими, состоять из одного-двух предложений, а не из длинных параграфов или глав.
Подходящее время для просвещения ребенка в этих проблемах наступает тогда, когда он начинает задавать вопросы. Когда двух — или трехлетний ребенок показывает ручкой на свои гениталии и спрашивает, что это такое, то верным ответом будет: «Это твой половой член». Хотя ребенок может называть свой член писькой или другим словечком, родитель должен назвать этот орган его подлинным именем.
Если ребенок спрашивает, откуда берутся дети, нам не следует уверять его, что дети берутся из докторского саквояжа, из больницы или из супермаркета, или их приносят аисты. Надо сказать, что дети растут в специальном месте в животе у мамы. В зависимости от следующих вопросов родитель сам решает, стоит ли уточнять, что это специальное место называется маткой.
Вообще ребенок с раннего детства должен выучить названия и функции своих органов и усвоить анатомическую разницу между полами. Для объяснений не следует прибегать к растениям или животным; мы должны избегать того, что Селма Фрейберг называет «сельскохозяйственным софизмом». Элис Балинт сообщает о мальчике, который побывал на ферме незадолго до того, как его мать должна была родить. По возвращении с фермы он сказал: «Слушай, папа, я все знаю, но скажи мне, мама сама ходила к быку, или он приходил к ней?»
Два вопроса занимают практически всех детей дошкольного возраста. Как зачинают ребенка и каким образом он появляется на свет. Очень неплохо сначала послушать детскую версию ответа, а потом дать ребенку свое толкование этого вопроса. Ответ ребенка обычно включает в себя пищу и выделение. Один умный ребенок сказал: «Хорошие дети получаются от хорошей еды. Они растут в животике у мамочки и выпрыгивают наружу из пупка. Плохие дети получаются от плохой еды, они выходят через попу».
Наше объяснение должно соответствовать фактам, при этом нет нужды описывать ребенку половой акт.
«Когда папа и мама хотят иметь ребенка, то одна папина клетка соединяется с одной маминой клеткой, и из этого соединения начинает расти ребенок. Когда ребенок вырастает, он выходит наружу через влагалище».
Иногда ребенок просит показать ему место, из которого он вышел на свет. Лучше, конечно, не допускать такого вторжения в интимные места взрослого человека. Вместо этого мы можем нарисовать фигуру женщины или использовать для демонстрации куклу.
Наши ответы могут удовлетворить любопытство ребенка лишь на короткое время, через которое он может обратиться к нам с тем же или с новым вопросом. Если ребенок задает тот же вопрос: «Как появляются дети?» — мы можем на этот раз дать ему более подробный ответ: «Отец зачинает ребенка, который растет в чреве матери. Жидкость, которая называется семенной и содержит много клеток — сперматозоидов, переходит из тела отца в тело матери. От соединения двух клеток — отцовской и материнской — начинает расти ребенок».
Следующий вопрос может повергнуть родителя в шок: «А как отцовская клетка попадает в тело матери?» На этот раз мы должны сначала спросить, как сам ребенок понимает суть этого процесса. Возможно, мы услышим теорию «посева» (папа сеет семя в тело мамы), или «съедания семени» (папа просит маму проглотить фруктовую косточку), или «теорию опыления» (семя заносит в тело матери ветер), операции (доктор сеет зерно в тело матери во время специальной операции).
В таком случае на вопрос ребенка следует дать краткий ответ: «Семя выходит из члена папы и переходит во влагалище мамы». Здесь будет уместно подчеркнуть разницу между семенной жидкостью и мочой: «Моча — это отходы организма, а семенная жидкость переносит зародышевые клетки, из которых растет ребенок».
Следующий вопрос, который может возникнуть: «Когда вы с папой делаете детей?» Это не простое любопытство, как может показаться с первого взгляда. Достаточно бывает простого ответа: «Мама и папа выбирают такое время, когда им удобно и они одни. Они любят друг друга и хотят иметь детей, чтобы любить и их». Иногда необходимо добавить, что пребывание вместе — это очень личное и интимное событие.
Некоторые мальчики хотят, чтобы отцы тоже могли рожать детей. Они спрашивают: «А почему яйцо матери не может попасть в тело отца?» Следует ответить, что в женском теле есть специальное место — матка, в котором растут дети, а в мужском теле такого места нет. «Почему?» — «Потому что мужские и женские тела устроены по-разному». Желательно уверить мальчиков в том, что детям нужен и отец, чтобы любить и оберегать их.